Спор рассудит покупатель

Как поссорились ритейлеры с производителями

 

Словечко «ритейл» означает не что иное, как розничную торговлю. Но употребляется чаще всего по отношению к крупным федеральным торговым сетям. В Великом Новгороде знакомство с ними началось с «Ленты», а сегодня в городе действуют уже 4 федеральных «сетки» – кроме «Ленты» появились «Магнит», «Дикси», «Пятерочка».

Однако приход ритейлеров принес с собой и проблемы. В первую очередь, для местных производителей продуктов. Их доля в федеральных сетевых магазинах очень невелика. К примеру: ООО «Лента» работает всего с 6 товаропроизводителями Великого Новгорода, ЗАО «Дикси» – с 5, ЗАО «Тандер» («Магнит») – лишь с 3, ООО «Агроторг» («Пятерочка») – только с 2. Ситуацию рассматривали на специальном совещании под руководством мэра города Юрия Бобрышева.

Тятя, тятя, наши сети…

Производители в сложившейся ситуации обвиняют торговые сети. Во-первых, они привели с собой поставщиков с «иногородней пропиской», продукция которых создала конкуренцию местным предприятиям. Во-вторых, условия, выдвинутые сетями местным поставщикам, слишком жесткие: снижение закупочной цены, длительные отсрочки платежей за приобретенную продукцию, а также «входные бонусы» – сумма, которую производитель должен заплатить, чтобы попасть в ту или иную сеть.

– Сети требуют бонусы за все, – говорит генеральный директор ЗАО «Каскад» Федор Кудрин. – За вход, за место на полке торговой сети, а порой даже за то, чтобы товар стоял на видном месте. Для небольших предприятий это слишком накладно.

– Мы работаем со всеми сетями с первого дня, – отмечает генеральный директор ОАО «Новгород-хлеб» Валентин Кулебякин. – И нас очень удивляют условия по отсрочке платежей – 40 дней. Почему такой срок, ведь мы производим хлеб, который продается тут же. Да и объемы продукции, которые сеть реализует, слишком малы. Так, за 7 месяцев «Лента» продала всего 77 тонн наших хлебобулочных изделий.

Ничего личного – только бизнес

В свою очередь представители торговых сетей тоже высказали претензии. Они уверены, что проблема в самих производителях.

– Мы готовы работать со всеми производителями, – заверил заместитель директора филиала ЗАО «Дикси-Петербург» Александр Случанко. – Но не надо забывать, что мы следуем принципу: выставлять в магазине то, что покупают. Поэтому наши требования касаются прежде всего качества продукции и цены.

– У нас магазины по всей стране, в каждом городе действуют одни и те же условия поставок и документооборот, – сказал представитель ООО «Лента». – Новгородский филиал нашей компании не может менять сложившуюся в компании систему. Однако мы готовы обсуждать условия работы с местными поставщиками.

Право на кошелек

Между тем на совещании отмечалось, что разные интересы, которые преследуют производители и ритейлеры, создают сложности, прежде всего, для покупателей.

– Большинство магазинов федеральных сетей открывается на базе ранее действовавших предприятий торговли. Жители конкретного микрорайона хотят видеть и приобретать не только новые товары, а чаще те продукты, которые они оценили ранее и привыкли к ним, это товары новгородских предприятий. Тем более, что цены во вновь открываемых магазинах на основные товары не ниже городских, – отметила в своем выступлении председатель комитета по торговле, бытовому обслуживанию и лицензированию Администрации города Валентина Маслова.

Попытку примирить участников совещания сделал мэр города Юрий Бобрышев, пообещав, что Администрация Великого Новгорода будет поддерживать и оказывать всяческое содействие новгородским товаропроизводителям в том, чтобы их продукция была максимально представлена на полках новгородских магазинов. Но он заметил также, что и производители должны подумать над расширением ассортимента и улучшением качества продукции, особенно в условиях жесткой конкуренции, которая сложилась сегодня в Великом Новгороде.

– Ритейлерам и производителям нужно договариваться, – подчеркнул Юрий Бобрышев. – Власть готова выступить посредником. Вместе мы должны выработать согласованные и результативные решения.

Какими бы ни были эти решения, конечное слово останется все же за покупателем. Главное, чтобы у него было право выбора.

 

Светлана Калашникова

Новгород № 17 (929)