Максим Атаянц: Я передаю свою радость от созерцания античности

В рамках проекта «Современные художники России» в Константиновском дворце проходит персональная выставка «Рисунки и акварели» лауреата престижных российских и международных премий.

 

Максим Атаянц – известный архитектор, глава архитектурной студии, автор целого ряда крупных реализованных проектов, отмеченных престижными российскими и международными премиями. На этой выставке представлены его работы в стиле архитектурной графики. В зале выставлены 60 рисунков, многие из которых впервые показаны публике. Выставка охватывает почти тридцатилетие творческой деятельности – от листов 1990-х годов до тех, что исполнены в 2021 году, передает корреспондент «Конкретно.ру».

Сам Максим Атаянц сказал, представляя выставку: «Размещение здесь моих работ связано с особым характером этого места. В норме такое количество работ заняло бы 3-4 зала, и был бы пафосный парадный характер выставки. Но для этого дворца характерны и залы кабинетного формата, поэтому было выбрано помещение небольшого объема, очень хорошо подходящее для выставки именно графики». Это позволяет, по его словам, видеть сами листы бумаги без обрамления, при этом можно все внимательно рассмотреть на меньшей дистанции, чем в каком-то парадном зале. «Это очень важно для архитектурной графики», – подчеркнул художник. И действительно, все работы в вертикальных витринах можно рассмотреть вблизи и по достоинству оценить тонкость исполнения и филигранность линий каждой из них.

Видный знаток и историк античной архитектуры, объехавший в 2000-х годах все страны, некогда бывшие средиземноморскими и ближневосточными провинциями Римской империи, Максим Атаянц рассказал, что раньше профессии архитектора и художника мало разделялись. Это две части одной профессии. Его более всего привлекала всегда античность, классическая Греция и Рим. Кроме того, ему особенно интересно видеть в каком контексте сейчас живут древние здания, какие люди мимо них проходят. В своих работах он часто показывает элементы современной действительности - деревья, людей и даже животных.

Для журналистов художник провел подробную экскурсию, начав ее с рисунков средневековой армянской архитектуры – это руины знаменитого храма, запечатленные им в разные годы, где уже видна работа археологов и реставраторов.

Немалая часть работ 2016-2017 годов – это Древний Рим, Колизей и кипарис рядом с ним, и тут же работа, запечатлевшая руины храма Зевса Олимпийского и Акрополь с Парфеноном. Художник пояснил, что большую часть своих графических работ он делает на месте, а позже, иногда через несколько месяцев по памяти их доделывает.

Как уточнил художник, применяемая им техника исполнения большинства рисунков - перо с доработкой потом кистью. Есть рисунки в двух цветах – сером и коричневом. На ранних работах все же выполнялись карандашные наброски, и они оставлены специально в окончательном виде рисунков.

Античность в Эфесе запечатлена им с поразительной точностью и тонкостью – на выставке представлен рисунок фасада библиотеки Цельса и если внимательно присмотреться, то можно рассмотреть рядом крошечные фигурки туристов.


Представлены на выставке и несколько акварелей, сделанных, как сказал Максим Атаянц, за считанные минуты на эмоциях. Когда художник впервые попал в Рим, то стал именно акварелью работать, а позже по воспоминаниям ту же Пьяцца дель Попполо выполнил в более сложной технике.

Рисунки в каждой витрине сочетают работы художника разных лет, что создает впечатление движения времени, цветов и оттенков. Немало их из Греции, причем один из них дополнен, как выразился художник, портретом дерева. И все же, большинство представленных работ – это Рим: колонна императора Траяна запечатлена с игрой света на его деталях, на Пьяцца дель Попполо 1996-1997 годов кроме двух знаменитых храмов изображены детали окружающей жизни – машины, которые еще тогда по ней ездили, туристы.

Максим Атаянц - участник организованных ИИМК и Государственным Эрмитажем экспедиций в пострадавшую Пальмиру, целью которых была подготовка материалов для будущего восстановления и 3D моделирования варварски разрушенных памятников. Его рисунки Пальмиры переданы в двух видах – как он выразился, в более счастливом 2005-м, и затем в годы, когда там шли боевые действия. Пропущенное через творчество художника, это воспринимается более остро. Два рисунка интерьера храма – до войны и после взрывов заставляют задуматься о многом.

«Фото и рисунок - одно другого не заменяет. Когда рисуешь, видишь и осмысливаешь детали, которые воспринимаешь гораздо тоньше. Эти рисунки - моя попытка передать радость и свои чувства, когда я вижу античные здания» - сказал он в заключение.

 

Максим Атаянц родился в семье технической интеллигенции в Рязани, дома было много художественных альбомов и книг по искусству, и он рисовал сколько себя помнит. В Академию художеств в Ленинграде поступил со второго раза. Учился 11 лет – с 84 по 95 год - студентов тогда призывали в армию. «Я теперь  этим доволен, так как надо успевать созреть за время учебы – инкубационный период был хороший» - говорит художник.  Почти сразу после окончания он стал преподавать в Академии художеств историю античной архитектуры и до сих пор Максим Атаянц - преподаватель и лектор, а также  фотограф, чьи снимки античной и петербургской архитектуры не раз экспонировались на выставках.

Экспозиция «Рисунки и акварели» предоставляет ценителям уникальную возможность увидеть рисунки Максима Атаянца такими, как они вышли из-под руки автора.