Галерея "ЗонаДИ" представляет выставку флейтиста, ставшего фотографом

Экспозиция получила порядковый номер 8 и наименование - "Люди".

 

В 2002-м, отучившись два года в Ереванской консерватории по классу флейты, Ваан Степанян отверг занятия музыкой как бесперспективные (после учебы нужно было либо уезжать работать за границу - чего не хотелось, либо пытаться пробиться в оркестр местной филармонии - чего хотелось еще меньше). Решил заняться фотографией. На первый взгляд, такой выбор казался не более разумным: в Армении нет ни профильных учебных заведений, ни толковых изданий, где можно было бы свои умения применить. Но он рискнул: работал на Армянском телевидении, стажировался в Москве и Киеве, потом был призван в армию, где был штатным фотографом Министра обороны. И, наконец, чуть более года назад в кооперации с единомышленниками открыли первый в Армении полноценный журнал формата "newmag".

Получив опыт работы в разнообразных жанрах, Ваан Степанян отдает предпочтение профессиональной студийной съемке, со всеми ее атрибутами - гримом, ракурсом, светом, одновременно, стремясь сохранить и определенную свободу. Ведь давно замечено: во время студийной съемки человек оказывается особенно уязвимым, в ожидании команды фотографа или фотовспышки пытаясь придать своему лицу некое особое настроение и выражение, защищается с его помощью от потенциальной опасности быть до конца раскрытым, оказаться понятным и простым. Ваан Степанян пытается объединить ту особую доверительность и естественность, которую дает репортажная съемка с очевидными техническими преимуществами студийной, дожидаясь момента, когда на секунду расслабившись его модель обнаруживает свою подлинную сущность, становится самой собой. Вот пример: фотосессия Питера Габриэля, лучшая фотография которой, позднее появившаяся на обложке журнала, была сделана в тот момент, когда музыканта отвлек вопросом вошедший помощник. Кроме того, преследуя свою цель, Степанян делает и специальные проекты: в одном из них он просил участников на время съемки закрыть глаза и словно бы погрузиться в сон, в другом - профессиональным моделям, привыкшим к строгим указаниям и четким задачам, предлагал прийти в студию в удобное время, самостоятельно выбрать себе одежду, накраситься и принять любую позу.

Галерея "ЗонаДи" представляет своеобразную ретроспективу работ Ваана Степаняна. Их отбор не был ограничен одной серией. Важное место, конечно, занимают журнальные работы (портреты Питера Габриэла, Зуккеро, Шарля Азнавура, Армена Джигарханяна), но не меньший интерес представляют работы, которые Степанян делает без какой-то определенной цели. Есть фотография из серии с детьми, которую Степанян делал после войны в Нагорном Карабахе, есть работы из специального проекта о счастливых армянских парах (к участию в проекте посредством поста в livejournal приглашались все желающие), но так же и отдельные кадры, снятые между делом: случайно оказавшиеся в студии друзья, родственники и коллеги.