Установление вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому веку по Рождестве Христовом.
Мясопустная неделя (в народе называемая масляной) напоминает о будущем Страшном суде. На воскресной Литургии читается Евангелие о Страшном суде. А накануне в субботу, как бы в канун Суда, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни.
Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. В Церкви христианской – с древности. В дошедших до нас древних Литургиях встречаются молитвы и за усопших. Но церковное поминовение совершается только о тех, кто погребен по обрядам Православной Церкви.
Для записи имен усопших (как и для имен живых) христиане употребляют так называемые помянники. Различаются помянники церковные и частные. Первые хранятся в храмах, туда записывают священно-церковно-служителей и благотворителей храма, они называются синодики. Частные помянники составляются в каждом семействе.