Чиновники и льготники думают

Судя по всему, чиновники находятся сегодня не в меньшей растерянности, чем граждане, пытавшиеся противостоять принятию закона. Вопросов в замене льгот деньгами остается больше, чем ответов. А обещания выгоды такой замены пока ничем не подкреплены.
По словам господина Дербина выходит, что общее число льготников всех категорий (от ветеранов ВОВ до жертв политических репрессий) делится примерно пополам: 500 с лишним тысяч берет на себя федеральный центр и примерно столько же остается за городом. Последних Комитет по труду и соцзащите обещал не бросать ни в коем случае. Но на этом, пожалуй, вся ясность и приятные новости заканчиваются. Дальше начинаются сплошные вопросы и головная боль.
Во-первых, можно сразу предсказать, что начало нового парламентского года в петербургском ЗакСе будет очень жарким – в соответствии с изменившимся федеральными законами, предстоит внести изменения в кучу местных. А еще с учетом нововведений сверстать бюджет.
Во-вторых, федеральным льготникам предстоит готовиться к беготне между тремя «окнами»: пенсионным фондом, который будет заниматься непосредственными выплатами денежных компенсаций, фондом социального страхования для оформления санаторно-курортной путевки и фондом обязательного медицинского страхования для оформления бесплатных лекарств. Причем ОМС никогда не работал с физическими лицами. Но теперь же, в соответствие с законом, его сотрудники будут обязаны отчитываться за каждого пациента и выданную ему таблетку чуть не перед федеральным казначейством. И такого опыта ни ОМС, ни даже Комитет по здравоохранению никогда не имел.
Кроме того, остается неясным: кто, как и в какие сроки будет формировать базу данных, считать число необходимых для работы сотрудников, обучать их. Как нет ответа и на вопрос о гарантиях по тем же лекарствам. Известно, что несколько последних лет Петербург не удовлетворял всех потребностей по льготным препаратам. Например, в прошлом году необходимо было выделить на их приобретение 650 млн. рублей, а дали только один процент – 65 миллионов рублей. Федеральный закон, правда, гарантирует 100% финансирование, но ведь известно, как долог реальный путь от Федерального казначейства до непосредственного потребителя.
Отдельные вопросы возникают по так называемому социальному пакету. Сумма, определенная законом в 450 рублей, будет автоматически вычитаться из компенсационных выплат каждого «монетизированного» гражданина в течение 2005 года. Причем господин Дербин пояснил, что здесь будет действовать принцип «здоровый платить за больного», т.е. вне зависимости от того нужны ли пенсионеру лекарства или нет, он будет за них отдавать деньги. То же самое с проездом и санаторно-курортным лечением. От последнего, правда, вряд ли кто-нибудь откажется. Но вот хватит ли суммы, определенной в соцпакете на реальную оплату путевки, сегодня не скажет, никто. А что делать, если не хватит? А как быть, если денег на доплату нет? Такая ситуация вполне может возникнуть. Ведь было же и в прошлом и в позапрошлом году нечто похожее с детскими оздоровительными лагерями. На детский отдых выделялись деньги, путевки распределялись через систему соцобеспечения, но тем не менее все родители доплачивали. Одни смешные суммы, другие более существенные, но по иному отправить отпрыска на отдых в госучреждение было невозможно.
Кстати, вопрос о детях в программе «монетизации льгот» стоит особо. Вернее, вообще никак. Кроме детей-сирот, опекаемых и инвалидов, все остальное детское население осталось «за бортом» заботы федеральных чиновников.
Видимо, устав от споров и попыток судебных разбирательств в Конституционном суде страны о признании нынешнего детского пособия издевательством над малолетними гражданами и их родителями, мудрое правительство решило вообще отказаться от копеечного вспомоществования и свалить весь этот груз на регионы. Пусть, мол, на местном уровне разбираются, а люди – с руководителей субъектов федерации и спрашивают.
Господин Дербин на вопрос о детских пособиях вообще отвечать отказался, переадресовав его губернатору, находившемуся в отпуске. Но, почему-то сославшись на Валентину Ивановну, руководитель комитета соцзащиты пообещал, что город детей не бросит и пособие не отменит. Из каких щедрот? На городской бюджет свалилось более полумиллиона льготников, среди которых чернобыльцы, репрессированные, малоимущие. Одних пенсионеров, живущих ниже черты прожиточного минимума, в городе около 450 тысяч человек. Им всем необходимо будет дать хоть что-то. Суммы еще не определены, но обещают, что они будут сопоставимы с суммами, выделяемыми из федерального бюджета. Очень сомнительно, что при таком раскладе нормальным здоровым детям достанется хоть что-то. Спасибо, если семидесятирублевое пособие не отберут.
Можно предположить, что даже если и оставят эту копеечную сумму, то для ее оформления потребуется еще больше бумаг, чем прежде. Для снижения числа потенциальных просителей – вполне реальный путь.
У нормальных родители, целый день занятых добыванием денег, просто не будет времени отстаивать многочасовые очереди в собесах, а у нерадивых мамаш и папаш, скорее всего, не обнаружится желания бегать и собирать необходимые документы.
Впрочем, все это пока предположения и насколько они верны, можно будет судить не раньше, чем через год. А пока на этой неделе, по словам господина Дербина, в Смольном должно состоятся заседание по вопросу городских льготников. Впереди – большая работа.