Обретая сан, жену получаешь бесплатно

<z>Про одиноких самцов и не только</z>
В далеком 1979 году журнал «Молодой коммунист» приводил статистку, согласно которой из ста заключенных гражданами СССР браков, восемьдесят заканчивались разводами. Это же издание настаивало на том, что почти все население страны Советов разделилось на одиноких самцов и самок с детенышами. Теперь стоит вспомнить о том, что церковный брак в государственном понимании этого факта считается заключенным только после его регистрации в соответствующих отделах ЗАГС. И, значит, все семейные неудачи батюшек также учитываются общероссийской статистикой, которая, вторя епископу, также говорит об увеличении случаев разводов. Сегодня без малого девять семей «умирают» не дожив до своего трехлетнего возраста. Это, конечно, не означает, что девять батюшек из десяти просят гражданские суды признать их браки расторгнутыми. Но о двух несостоявшихся семьях священнослужителей из десяти говорить, видимо, можно. Но как трактует все это внутренний закон церкви?
<z>Устав суров, но это устав</z>
Церковный устав требует, чтобы будущая матушка была девственницей. Этот же источник церковного права требует немедленного развода в том случае, если был доказан факт прелюбодеяния, совершенного попадьей. Правда священник может и не разводиться с изменщицей, но в таком случае он обязан добровольно лишиться сана. Строгость подобных норм обусловлена тем, что, деля брачное ложе с неверной женой, батюшка всякий раз будет вступать в тесный контакт с тем мужчиной, который «наставил ему рога». То есть, совершать грех содомии. Если подходить к вопросу супружеской неверности с подобной меркой, то можно утверждать, что подавляющее большинство мужчин-мирян изо дня в день сожительствуют друг с другом при посредничестве своих неверных жен. Но то миряне. Какой с них спрос?
Вместе с тем, в основном церковном законе – Священном Писании, нельзя найти указания на возможность создания «женских пансионатов» для воспитания матушек. Напротив, святые отцы всех времен были единодушны в том, что злая жена дается мужчине в наказание за его грехи. Тогда как добродетельная сравнима с наградой. Иоанн Златоуст говорил: «Откуда грех, оттуда и наказание». Имея в виду, что курильщику – рак, пьянице – горячка, а блуднику – злая жена.
<z>Каков поп…</z>
Во времена ничуть не менее разращенные, чем наши, праотцу Аврааму досталась мудрая Саара. Его сыну Исааку Бог послал несравненную Ревекку. Богоматерь Мария была отдана в обручение плотнику Иосифу. И только потому, что, будучи потомком обедневшего царского рода, Иосиф не учреждал никаких фондов спасения отечества и не создавал патриотических партий, а скромно кормил свою семью своими же руками.
Понимая всю деликатность затронутого нами вопроса, апостол Павел советовал священникам не заводить семьи. Делая исключение для тех, кто не имел сил справляться со своими гормонами. А католическая церковь решила этот вопрос еще проще, провозгласив безбрачие священства – целибат. И, чтобы покончить с данным вопросом, приведем две цитаты из Библии. Премудрый Соломон говорит: «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Причти: 19, 14). Или: «Добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа» (Сирах: 26, 3).
<z>Благими намерениями устлан путь в ад</z>
Без всякого сомнения, Пермский епископ человек умный и добрый. И, создавая пансионат для будущих матушек, он хочет таким образом оградить молодое священство от распутниц века сего. Но на этом пути его ждут две существенные препоны.
Во-первых, миряне могут огорчиться тем обстоятельством, что лучшие невесты достанутся не им. И тогда жди нового Пушкина, который сочинит новый антицерковный пасквиль по типу работника Балды.
Во-вторых, на примере катехизаторских курсов хорошо видно, какие изменения происходят в женском сознании при получении даже малой толики сакральных знаний. Многие из девушек становятся заносчивыми. И, если семьи мирян распадаются в основном из-за того, что муж и жена никак не могут решить, кто из них лучше, то семьи священнослужителей могут начать распадаться из-за того, что матушка и батюшка будут решать вопрос, кто из них благодатней.
Смущает и то, что учредив пансион, Пермский епископ намеревается изменить положение с местными монастырями. Божьей волей случилось так, что на севере Прикамья действуют два монастыря, тогда как на юге области их двенадцать. В связи с чем предложено разработать специальную церковную программу по развитию Православия на севере области. Что-то слышится родное в подобных прожектах. Например, пустить некоторые северные реки вспять. Ясно одно, если молодые священники Пермской епархии станут копировать характер своего прямого начальника, то никакие православные училища для девочек не помогут. Ведь на современных матушек, выражаясь образно, как наедешь, так и отскочишь. И кто тут будет больше всех виноват – сказать трудно.