«Фантазия», «Фантазия», придет Европа к Азии!

1 апреля 2004 года из Хельсинки курсом на Санкт-Петербург выйдет паром «Фантазия». Судно ледового класса длиной 136 и шириной 24,6 и с осадкой в 6 метров, построенное в Финляндии в 1979 году и полностью отреставрированное двадцать лет спустя, проследует транзитом через Таллинн и пришвартуется к причалу Морского вокзала Санкт-Петербурга в 9 часов утра 2 апреля. В обратный путь оно двинется в 17.00 того же дня, чтобы в 10.00 3 апреля отдать швартовы в порту Хельсинки. И далее – по такому же циклу, который в последствие планируется сделать круглогодичным.
Таким образом, эстонская компания «AS TALLINK GRUPP» восстановит трассу, которая сгинула 10 лет назад. Подробная презентация начинания, подготовка к которому шла почти год, произошла в понедельник, 2 февраля, в здании Морского вокзала Санкт-Петербурга.
Инициаторы и организаторы проекта, вложившие в его реализацию в общей сложности примерно 5 миллионов долларов – обещают будущим клиентам (максимальная пассажировместимость такого корабля составляет 1700 человек) массу привлекательных моментов – комфортабельные каюты стоимостью (в зависимости от класса) от 40 до 520 евро на человека в сутки (в выходные дни цены возрастают примерно на 15-20 процентов) и возможность припарковать в трюмах судна до трехсот легковых автомобилей. Кроме того, пассажирам гарантируют бесперебойную работу нескольких баров, ресторанов, кафе, бистро и тому подобных мест отдыха и увеселения.
Если все пойдет в намеченном режиме, в июне на эту линию выйдет аналогичный паром «Мелодия», и тогда сообщение между Хельсинки и Санкт-Петербургом планируется сделать ежедневным. В отдаленной же перспективе на горизонте – в смысле, на линии – может появиться и третье судно такого же класса.
Руководство «AS TALLINK GRUPP» считает, что данный маршрут может стать весьма привлекательным. По словам председателя правления компании Энна Панта, реализация этого проекта даст новый импульс развитию культурных и экономических связей между странами Балтийского моря и увеличит туристический обмен в этом регионе. Учитывая, что потенциальный рынок перевозок между столицей Финляндии и северной столицей России в год составляет примерно 1,5 миллиона человек, директорат «ТАLLINК» уже в течение ближайшего времени собирается выйти на ежегодный рубеж в 350-400 тысяч пассажиров.
К сожалению, на маршруте движения паромов еще существует превеликое множество «подводных» «камней и рифов».
Конечно, присутствовавшие на презентации руководители Морского порта Санкт-Петербург и администрации Морского вокзала выразили явное одобрение воплощению этого проекта в жизнь. Однако утряска многих вопросов лежит явно за пределами их компетенции.
Например, до сих пор фактически не решен вопрос с визовым режимом круизных пассажиров. По крайней мере, туристам, которые совершают путешествия в Петербург на судах «Силья опера» и «Кристина Регина», до сих пор приходится покупать групповые визы. Похоже, что сия участь постигнет и путешественников с «Фантазии». И все разговоры о том, что в мае эта практика должна закончится, пока лишь – в пользу бедного.
Кроме того, внушает серьезные опасения до сих пор так и не решенный вопрос о передаче Петровского и Корабельного фарватеров от военного ведомства в распоряжение гражданских властей в лице компании «Росморпорт». Правда, генеральный директор петербургского Морского вокзала Владимир Малик в разговоре с корреспондентом КОНКРЕТНО.ru сказал, что правительственное решение по этой теме должно состояться уже текущим летом. Однако даже если оно выйдет в свет, приведение в должный порядок кратчайшей водной магистрали от острова Котлин к морскому вокзалу займет немало времени и потребует многомиллионных затрат.
К тому же, по словам капитана порта Санкт-Петербург Петра Паренова, узким местом продолжает оставаться и сам вокзал на площади Морской Славы. Конечно, существуют планы коренной реконструкции прилегающей к нему территории, в перспективе – от гостиницы «Прибалтийской» вплоть до «Балтийского завода», причем эти планы жестко привязаны к намеченному строительству в районе Кожевенной линии подземного автомобильного тоннеля. Тем не менее, факт остается фактом – на данный момент к морскому вокзалу одновременно могут причалить лишь два парома. А когда начнется вышеуказанная перестройка и откуда возьмутся необходимые на нее 500 миллионов долларов – пока неясно.
Однако не все так уж и мрачно. Петербург, имея на своем счету более 22-х тысяч судозаходов в год, продолжает оставаться крупным европейским морским транспортным узлом. Подкреплением этого факта должен стать приход к нам уже в этом году корабля водоизмещением в 108 тысяч тонн, что превышает аналогичные параметры судов класса «Миллениум». Морские власти гарантируют максимально возможную безопасность на древнем, но все еще действующем морском канале. И если удастся утрясти все вопросы, в первую очередь – с руководством российского МИДа и силовых ведомств, то Петербургу по числу туристов, прибывающих в него морским путем, будет вполне по силам сравняться со своими таллиннскими и хельсинскими соседями (сейчас в столицы соседних государств таким образом ежегодно прибывает несколько миллионов человек, тогда как в Питер – считанные сотни тысяч).