Музей, который приучает думать

Музей политической истории России отметил свой 87-й день рождения. Весьма уважа емый возраст именинника – прекрасный повод поговорить о нем. Кстати, и употребление слова «именины» в значении «день рождения» – штрих к политической истории России, в которой на долгие годы государственной религией стал воинствующий атеизм...

В последнее время музей в бывшем особняке балерины императорских театров Матильды Кшесинской не является питерским «ньюсмейкером»: не случается в нем громких краж с не менее громкими разоблачениями или эпатажных выставок. Между тем это хранилище чрезвычайно интересно само по себе – как своей историей, так и днем сегодняшним.

Ведет оно свою историю с 9 октября 1919 года, когда декретом Совнаркома в Петрограде был создан Государственный музей революции. Предполагалось – Октябрьской... И разместился он в Зимнем дворце, штурм которого и являлся символом этого «величайшего события эпохи».

Однако довольно общее название позволяло взглянуть на предмет экспозиции шире – по замыслу тех, кто претворял декрет о его создании в жизнь, музей должен был стать «центральным», полностью и всесторонне освещающим ход и развитие революционных движений в мировом масштабе». Тем более что среди них было немало людей, обладающих достаточной культурой и широтой взглядов, не зашоренных исключительно идеями большевизма, – назовем хотя бы Луначарского и Зиновьева, Максима Горького, народовольцев Веру Фигнер и Николая Морозова... Отсюда и дошедшее до наших дней богатство и разнообразие музейных коллекций, отражающих даже эпоху Великой французской революции.
Экспозиция музея была весьма обширной и размещалась не только в Зимнем дворце, но и в филиалах, таких, как Аничков дворец или Петропавловская крепость. Интересно, что фонды Музея революции стали формироваться... задолго до революции. После Манифеста 1905 года, даровавшего политические свободы, вернулось немало ссыльнопоселенцев и политкаторжан, представителей различных политических партий. И они решили, что надо сохранить документы и материалы об их революционной деятельности – для истории.
«Для будущего музея» и большевики специально сохранили, закопав в бутылке, одну из 500-рублевых ассигнаций, «экспроприированных» в 1905 году в Тифлисском банке...

В середине же тридцатых годов такой музей, по существу, стал не нужен, ведь единственно верной историей революции стал «Краткий курс» товарища Сталина. Хранилище неоднократно подвергалось «реконструкциям экспозиций», пока совсем не было закрыто в 1945 году. Фонды частично передали другим музеям – музею Ленина, Эрмитажу – вместе со зданием Зимнего дворца, или Музею истории Ленинграда – вместе с Петропавловской крепостью. Еще раньше Дворцом пионеров стал Аничков дворец.

Лишь в 1955 году он возродился – теперь уже как музей Великой Октябрьской социалистической революции. И с того момента размещается в особняке Кшесинской – здании, не чужом ему и раньше, ибо здесь с 1935 года  размещался музей С.М. Кирова, бывший филиалом ГМР. Принадлежит музею и расположенный рядом дом лесопромышленника барона Бран-дта, соединенный с особняком Кшесинской переходом.

А в 1991 году, на волне перестройки, музей поменял свою «политическую ориентацию» – 14 августа 1991 года, за пять дней до пресловутого «путча», он получил статус Государственного музея политической истории России, призванного изучать и отображать политическую историю страны в широком спектре. И что символично – 22 августа, на следующий день после свержения ГКЧП, во вновь образованном ГМПИР открылась выставка «Демократия или диктатура. Политические партии и власть от самодержавия до перестройки».

Сегодня Музей политической истории России – единственный музей в стране, отражающий современную историю государства на переломных этапах общественного развития двух последних столетий, события современной общественной жизни, деятельность органов власти, политических партий и их лидеров. Более того, сотрудники ГМПИР утверждают, что и в мире нет аналогов, которые бы столь всесторонне изучали политическую историю тех или иных стран.

Те, кто последний раз был в музее еще во времена своего пионерского детства, теперь его не узнают. Восстановлена часть интерьеров особняка Кшесинс-кой, где воссозданы обстановка секретариата ЦК РКП(б) 1917 года и кабинет Ленина с окном, выходящим на знаменитый балкон, с которого Ильич выступал перед революционными массами. В особняке Брандта представлены такие интерьеры, как «Кабинет советского чиновника» или «Барак строителей коммунизма»...

А о том, что предмет политической истории России – живой и развивающийся, свидетельствует экспозиция музея. Она не имеет застывшего костяка, на который нанизываются временные выставки – экспозиция каждого зала позиционируется как собрание экспонатов с определенным названием и тематикой. Выставки достаточно часто обновляются, а старые – наполняются новым содержанием: скажем, в зале, посвященном Октябрьскому перевороту, развернута экспозиция, посвященная политическому кризису конца 1980-х – начала 1990-х годов, который привел к распаду СССР...

А самый главный секрет музея в том, что он приучает думать. Причем, что называется, с «младых ногтей». В структуре ГМППИР есть так называемый «Детский исторический музей», где дети буквально «попадают в историю», словно Ластик Фандорин, герой «Детского романа» Бориса Акунина. Они могут, например, почувствовать себя учениками земской школы позапрошлого века, оказавшись в деревенской избе с лавками и старинной классной доской, и экскурсовод устроит настоящий урок с изучением славянской азбуки. А в «кабинете историка» дети начинают понимать, что такое историческая наука и как информация о жизни человека и общества раскрывается в материальных предметах. После этого и для тех, кто постарше, история перестает быть лишь собранием фактов, а исторический музей – это не только пожелтевшими документами и экспонатами, пылящимися под стеклом.

Свой день рождения музей отметил театрализованным представлением «Ожившие экспозиции: сцены из жизни советских людей», которое дали будущие актеры – студенты Санкт-Петербургского института культуры и искусств. Начав c митинга перед главным входом в поддержку «музеефика-ции всей страны», зрители продолжали свой путь по особняку Брандта, где в каждом интерьере разыгрывалась очередная сцена. Скажем, в «Кабинете чиновника» – «полоса бюрократических препятствий», а в «Бараке строителей коммунизма» – «стройотряд БАМа». Закончилось все «ретродиско-текой» в фойе музея. Рассказывать можно долго – лучше увидеть. В следующий раз это можно будет сделать 4 ноября, в новый государственный праздник – День национального единства.

БОРИС ОСЬКИН

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 26 ОКТЯБРЯ 2006, № 177 (2027)