ВЛКСМ глазами современников

Шестнадцать лет назад, разменяв 72-й год жизни, комсомольская организация вместе с политическим строем ушла в историю. Говорят, фактически это случилось чуть раньше – анекдот о том, как первый секретарь обделил батюшку комсомольцами на крестный ход в отместку за отсутствие монашек в бане, появился в конце 80-х.
Каждое время диктует своих героев. А герои стараются не отставать от времени, которое, как известно, никого не ждет. Мы стали другими. Теперь принято считать, что комсомольцы были карьеристами, а фарцовщики – бунтарями, строители БАМа – непрактичными чудаками, а Зоя Космодемьянская – сумасшедшей. Бывшие комсомольцы сняли значки, вспрыгнули на подножку вновь прибывшего поезда под названием «демократия» и помчались дальше по рельсам новой жизни.
В прошлом остались комсомольские собрания и субботники, первомайские демонстрации и поездки на картошку. В настоящем живут люди, многие из которых заняли достойное место в жизни во многом благодаря комсомольской юности. И не хочется в день рождения говорить о плохом. Быть может, у бывших членов ВЛКСМ найдется несколько приятных воспоминаний о том времени? С этим вопросом «ПГ» обратилась к петербуржцам.

ОЛЬГА ТРУТИНА, ИНЖЕНЕР-ГИДРОЛОГ
 – Я состояла в комсомоле и вступила туда по убеждению. Конечно, в то время было больше порядка и ответственности. Мы помогали старшему поколению – ветеранам Великой Отечественной и, в общем-то, всем, кто в нашей помощи нуждался. А сейчас молодежь брошена на произвол судьбы. Мне ее просто жалко.

ЗОЯ ДРЮПИНА, СТУДЕНТКА ФИНЭКА
 – Комсомол? Да, я слышала, что такая организация была раньше. Однако чем конкретно она занималась, затрудняюсь сказать. Кстати, мои родители были комсомольцами. Судя по рассказам, у них остались яркие впечатления от того времени. А вот нужно ли организовывать молодежь сейчас или нет? Наверное, нужно, чтобы молодые люди не страдали бездельем. Может быть, чтобы безработицы не было. Я не знаю, есть ли у нас в университете что-либо подобное или нет. Хотя мне, честно говоря, все равно…

ГЛЕБ КАГАНСКИЙ, ЭКОНОМИСТ
 – Не успел стать комсомольцем. Эта организация развалилась, когда я заканчивал 6-й класс. Считаю, что молодежные организации должны быть аполитичны, поскольку ребята в таком возрасте еще не могут сознательно определить, к какой партии они должны принадлежать. Но подобные союзы необходимы, точно так же, как должна быть позитивная идея у молодежи. Думаю, что тогда людям было сложнее жить, поскольку свобода их выбора была ограничена.

ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА, СТОМАТОЛОГ
 – Лично я вспоминаю комсомольскую организацию с хорошей стороны. Сама была активной комсомолкой. Да, комсомол ушел в прошлое, но все же необходимы организации, которые бы учили молодежь нормально отдыхать, работать и, конечно, уважать страну, в которой она живет. Не думаю, что это должен быть непременно ВЛКСМ. Тем не менее комсомол всему этому учил. Конечно же, у организации были свои негативные стороны. Например, излишнее назойливое патриотическое воспитание в стиле: сначала думай о Родине, потом о себе. Но когда я воспитывалась, это не мешало. Помню наш отдых, поездки в стройотряды… Мы были организованны и знали каждый день, чем заниматься. Поэтому думаю, что молодежные организации и сейчас необходимы.


ПОДГОТОВИЛА АЛЛА СЕРОВА

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 26 ОКТЯБРЯ 2006, № 177 (2027)