Эпоха Менцеля. Рисунки немецких мастеров XIX века

Выставка с таким названием проходит в Двенадцатиколонном зале Эрмитажа.
Экспозиция включает более ста графических работ из различных коллекций Германии, попавших в музей после Второй мировой войны.


Имя Адольфа фон Менцеля связывает эпоху романтизма с периодом экспрессионизма в немецком изобразительном искусстве.

Художнику довелось жить в неспокойное время: от завершения освободительной войны в 1815 году до 1905 года – кануна Первой мировой. Всю свою жизнь Менцель был одержим рисованием, его школой стала литографическая мастерская отца. Художник профессионально работал в области прикладной графики: создавал этикетки, пригласительные билеты, афиши, иллюстрации для художественных сборников. Помимо этого Менцель много рисовал с натуры, что позволило ему всерьез заняться станковой живописью. Первые свои картины мастер написал во второй половине 1830-х годов. В 1840–1850-х годах художник экспериментирует с различными живописными техниками – использует пастель и гуашь, рисует на цветных бумагах.

Его талант не остался без внимания – в 1861 году мастер получает заказ на картину «Коронация Вильгельма I в Кенигсберге». С этого времени Менцель становится первым придворным живописцем. В 1870–1890-х годах он занимал самое высокое положение в художественном мире прусской столицы и являлся законодателем художественной моды.


Эрмитажная экспозиция включила девятнадцать произведений мастера. Особенно интересна работа «Семья доктора Пульмана» – групповой портрет, решенный в духе жанровых произведений. Новаторской для своего времени стала пастель «Танцовщица Пепита да Олива», выполненная в необычной технике комбинирования пастели и гуаши.

Дополняют экспозицию работы современников Адольфа Менцеля. Более сорока представленных графических листов входят в так называемую коллекцию доктора Фридриха Лука-нуса. Большая часть рисунков из этого собрания связана с дюссельдорфской школой. На выставке можно увидеть работу директора Дюссельдорфской академии художеств Вильгельма Шадовы и рисунки его первых учеников. Также представлены работы мюнхенских мастеров и художников, работавших в Дрездене и Берлине.

ЕКАТЕРИНА РОГОЗИНА

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 26 ОКТЯБРЯ 2006, № 177 (2027)