Партизан по фамилии Федоров

Его имя носит средняя школа города Тихвина, на здании другой школы – в деревне Кайваксе, в которой родился герой, – установлена мемориальная доска.

Николай Федоров родился 15 июня 1915 года в семье крестьянина. Окончил семь классов, потом работал. Как многие юноши, принявшие сердцем призывы вождей, он решил посвятить свою жизнь защите Родины. В 1936-м закончил Ленинградскую артиллерийскую школу, поступил учиться в Военную академию им. Фрунзе…

Уроженец Кайваксы

Но наступил 1941 год. Скупы страницы военной биографии Николая Петровича, приведенные в двухтомнике «Герои Советского Союза»: «Участник обороны Москвы. С 1943-го майор Федоров – заместитель командира разведывательно-диверсионного отряда «Димы», действовавшего в Минской области. Активно участвовал в подготовке операции по уничтожению палача белорусского народа генерального комиссара Белоруссии гауляйтера В. Кубе…»

Убить гауляйтера
Вильгельм Кубе в довоенном прошлом был редактором двух консервативных газет, руководителем молодежной организации имени Бисмарка, участником многочисленных националистических организаций; с 1933 года – группенфю-рер СС. Но в 1936 он был вынужден покинуть эту всесильную организацию из-за серьезного проступка – без суда и следствия Кубе расстрелял нескольких не подчинившихся офицеров и солдат. Однако когда самому Гитлеру понадобился каратель, умеющий справиться с недовольными внутри Германии, фюрер обратил внимание именно на Вильгельма Кубе. Вернее служаку трудно было найти.

В сентябре 1941-го Кубе назначили генеральным комиссаром Белоруссии в рейхскомиссариате по восточным областям.

Приход на эту должность ознаменовался убийством 2278 узников Минского гетто – «саботажников и активистов». Отдадим дань справедливости – до него происходило то же самое, сразу же после оккупации Белоруссии и создания концлагерей. А вот фрагмент из документа 1942 года, подписанного самим Кубе: «За последние 10 недель в Белоруссии ликвидировано 55 000 евреев, в Минске за 2 дня 28–29 июля истреблено 10 000».

Число жертв с каждым днем росло…

Вот этого Кубе и предстояло уничтожить советским партизанам.

Исполнители
Операция разрабатывалась Главным разведывательным управлением Красной Армии под руководством генерал-полковника Федора Федотовича Кузнецова. А Николай Федоров был связан непосредственно с исполнителями приговора. По воспоминаниям Марии Осиповой, в отряде Федорова она получила две мины английского производства. Отряд «Димы» Николай Петрович возглавил после гибели командира Дмитрия Кельмаха. Именно Федоров передал мины, с помощью которых и был уничтожен мучитель белорусского народа Вильгельм Кубе.

Одну Мария Осипова передала Елене Мазаник, служившей горничной в доме Кубе, а вторую – хозяину явочной квартиры в Минске Николаю Дрозду, который закопал ее неподалеку от своего дома. Досадная оплошность, допущенная кем-то из партизан, привела к тому, что Дрозда и членов его семьи арестовали. Все они погибли в концлагере «Тростенец». После войны в огороде хозяина явочной квартиры саперы так и не смогли обнаружить закопанную им мину.

Но первая, которую Елена Мазаник прикрепила к кровати гауляй-тера, сделала свое дело. Операция, проведенная белорусскими партизанами 22 сентября 1943 года, была признана классической.

Предвижу возражения современных ревизионистов, которые сводятся к тому, что подобные действия партизан приводили к ожесточению со стороны гитлеровцев. Поэтому приведу цитату из документа, касающегося судьбы белорусов, уготованной им фашистами, независимо от степени их сопротивления.

«Нежелательное в расовом отношении белорусское население будет еще в течение многих лет находиться не территории Белоруссии. В связи с этим представляется крайне необходимым по возможности тщательнее отобрать белорусов нордического типа, пригодных по расовым признакам и политическим соображениям для онемечивания и отправить их в империю с целью использования в качестве рабочей силы».

Непригодных, а к таковым, согласно этому генеральному плану колонизации Белоруссии, относилось 75% коренного населения, предполагалось высылать в Западную Сибирь. Сокращение численности белорусских городов предусматривалось в 2–4 раза.

Коммунистов, евреев, расово неполноценных и политически неблагонадежных людей уничтожали сразу.

Судьбы
Вскоре после ликвидации Кубе едва не была уничтожена отважная партизанка Мария Осипова. В Москве, на Лубянке, ее пытал сам народный комиссар госбезопасности Меркулов. От этого облаченного властью мерзавца Марию спас Федор Кузнецов, добившийся приема у Сталина. По рассказу, переданному впоследствии самой Осипо-вой, при Кузнецове Сталин вызвал своего помощника Поскребышева, попросил позвонить Берии и Меркулову, чтобы те прекратили терзать честных людей, и тут же распорядился подготовить документы на награждение участников минской операции. 29 октября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ее участники получили правительственные награды. Упомянутые в нашем рассказе Мария Борисовна Осипова и Елена Григорьевна Мазаник были удостоены звания Героев Советского Союза, а Николай Петрович Федоров получил орден Ленина.

Елена Мазаник после войны работала в министерстве Госконтроля Белорусской ССР, Мария Осипова – заведующей отделом по помилованию в Верховном Совете Белоруссии.

А Николай Петрович Федоров погиб в апреле 1944-го.

Вскоре после удачного покушения на гауляйтера Белоруссии он получил задание уничтожить гауляйтера Украины генерала Коха. Практически все было готово, но, видимо, на каком-то этапе произошла утечка информации. Коха неожиданно вызвали в Берлин.

Федоров получил новое назначение. Он возглавил партизанский отряд особого назначения под Ко-велем. Подразделение совершило много диверсий в тылу врага, нанесших значительный ущерб в живой силе и технике.

В Польше, в районе хутора Вой-сковице партизаны вступили в бой с фашистами, чтобы выбить их из села. Попали в окружение. Командир дал команду отходить, а сам с ординарцем и ездовым, оседлав коней, двинулся навстречу немцам. Бой ненадолго стих, поскольку фашисты подумали, что партизаны сдаются в плен. На самом же деле это был геройский поступок: нужно было дать основным силам уйти в лес.

Когда партизаны скрылись, Федоров дал сигнал ординарцу и ездовому резко повернуть лошадей назад. Но пуля настигла его.

По словам Федора Кузнецова, сказанным Марии Осиповой и воспроизведенным в документальной повести Николая Дубровского «Бессмертие подвига», при очередной встрече со Сталиным генерал рассказал о героической смерти руководителя партизанского отряда. Верховный главнокомандующий поинтересовался, какой награды партизан был удостоен за операцию по уничтожению Вильгельма Кубе. Получив ответ, что орден Ленина, сказал: «Это мало. Надо это поправить».

21 ноября 1944-го Николаю Петровичу Федорову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он получил и высший польский орден «Виртути Милитари».

Памяти героев
Имена героев носят улицы в разных городах России и Белоруссии. Именем Николая Дрозда названа улица в Минске, Марии Осиповой – в Давид-Городке (Белоруссия). Интересно, что сама Мария Борисовна некоторое время жила в подмосковной Малаховке, на улице имени Николая Федорова.

Елене Мазаник посвящена мемориальная доска на доме ¹2 по улице Чичерина в Минске. О мемориальной доске на здании школы в Кайваксе и о тихвинской школе, носящей имя Федорова, мы уже говорили в начале статьи.

И все-таки жаль, что в Тихвине нет улицы, названной в честь Героя Советского Союза Николая Федорова.

АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ, СОБ. КОРР., ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 2 ноября 2006, №182 (2032)