Груз лифтовых проблем

Лифты – самый массовый общественный транспорт. В Петербурге они перевозят в среднем восемь миллионов человек в день – больше, чем метро. Современный город немыслим без надежного лифтового хозяйства. История же российских лифтов началась именно в Петербурге. Первый лифт в его современном понимании был установлен в 1893 году в Зимнем дворце по желанию Александра III. И если тогда, в конце XIX века, он был роскошью и привилегией царя, то сейчас этим механизмом пользуются все.

Зато и проблем с обширным лифтовым парком хоть отбавляй.

Сегодня в нашем городе насчитывается 26 610 лифтов. Но более половины из них нуждаются в замене или реконструкции. Каждый год ремонтируется лишь 400–500 машин. Специалисты ЖКХ бьют тревогу: если не производить капитальный ремонт темпами, опережающими стремительное старение лифтового парка, то к 2013 году город на Неве останется без единого лифта.

– Обилие изношенных машин – следствие массового строительства 70–80-х годов. Их средний возраст перевалил за критическую отметку 20– 25 лет. Число лифтов, нуждающихся в реконструкции или замене, с каждым годом растет, – сообщает директор Фонда гражданских проектов «Со-циумъ» Анжелика Кондикова. – Стоимость реконструкции одного лифта по самым скромным подсчетам составляет 500–600 тысяч рублей.

На сегодняшний день парламентом Петербурга установлен единый тариф на обслуживание лифтов: 1,07 руб. с квадратного метра квартиры. От общей суммы этих платежей на материалы для ремонта остается всего 10%. А так как лифтовый парк в Петербурге крайне неоднородный, специалисты видят единственный выход в

переходе от усредненного к пообъектному финансированию.

Но проблема не только в традиционной нехватке денег. Средний возраст работников-специалистов перевалил за 50 лет, они уже с трудом подходят по медицинским критериям, не справляются с физическими нагрузками. Более того, так как притока новых кадров нет, число обслуживаемых лифтов на одного работника в некоторых районах составляет свыше ста единиц.

С другой стороны, появляются негосударственные обслуживающие организации. Так, на балансе Санкт-Петербургского филиала «ОТИС лифт» находятся 9000 городских лифтов, из которых 1,5 тысячи – собственного производства. Компания сотрудничает с Жилищным комитетом и разрабатывает решения лифтовой проблемы – об этом специально для «Парламентской газеты» рассказал директор Санкт-Петербургского филиала «ОТИС лифт» Владимир Маров. В пик массового жилищного строительства в Ленинграде каждый год сдавалось до полутора тысяч лифтов, – делится Владимир Игоревич. – Срок службы каждого – 25 лет. Соответственно, для того чтобы хотя бы затормозить старение парка лифтов, необходимо ежегодно обновлять не менее двух тысяч лифтов. Сейчас эта цифра на порядок меньше. Средства, выделяемые городским бюджетом на ремонт лифтов, невелики. Чтобы осваивать их рационально, Жилищный комитет старается выбирать на конкурсной основе подрядчиков, которые дадут экономию и обеспечат безопасную работу лифтов. Но эти фирмы часто оказываются непрофессиональными. Встречаются «ремесленники», которые не вкладывают деньги в профилактику, в материалы, они просто «толкают» вставшие лифты. И через пару лет такой «работы» механизмы приходят в жуткое состояние.

Между тем председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов считает, что в нашем городе с лифтами все не так уж и плохо. Если в 2005 году в сутки простаивали 72 лифта, то сейчас в среднем только 28. В будущем году на ремонт лифтового парка предусмотрено 650 миллионов рублей, что на 120 миллионов больше, чем в прошлом. Кроме того, по результатам технического освидетельствования примерно половине лифтов не требуется капитальная реконструкция, а лишь их модернизация, утверждает Лукма-нов. В этом случае оборудование не только восстанавливается, но и приобретает более качественные, современные технические и потребительские свойства. Причем при полной замене лифт приходится останавливать на длительное время и даже переделывать шахту. При модернизации выигрыш не только в том, что лифт не простаивает долгое время, это удобно и для бюджета. Ведь процесс может быть распланирован в несколько фаз, что не потребует крупных единовременных затрат.

В целом программа ремонта городских лифтов была разработана еще в 2003 году. Но не было денег на ее реализацию. В настоящее время идет создание рабочей группы, в которую войдут депутаты Государственной думы, Законодательного собрания Санкт-Петербурга, представители Жилищного комитета, специалисты в области ЖКХ. В течение двух месяцев они подготовят целевую программу реконструкции лифтового парка. Документ ляжет на стол губернатору Санкт-Петербурга. И если Валентина Матвиенко его подпишет, то при следующей корректировке бюджета на воплощение программы в жизнь будут выделены дополнительные бюджетные средства. Кстати, программа восстановления лифтового парка в Москве продолжается уже пятый год. По словам генерального директора ЗАО «Рослифт» Алексея Александрова, в столице финансирование в равных частях осуществляется городским бюджетом, инвесторами и банковскими структурами. Он выразил надежду, что при разработке целевой программы «Реконструкция городских лифтов Санкт-Петербурга» московский опыт будет использован.

ОЛЬГА ФЕДОТОВА, СОБ. КОРР., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

МНЕНИЯ:
ЗОЯ ЗАУШНИКОВА
ДЕПУТАТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ЧЛЕН ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, КОМИССИИ ПО МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ И АДМИНИСТРАТИВНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
- Техническое состояние наших лифтов катастрофическое. Учитывая, насколько в Петербурге велика доля пожилого населения, ситуация может быть чревата социальным обострением. Лифты ломаются постоянно, а старики не могут преодолевать пешком многометровые лестничные марши. Мы считаем, что на будущий год нужно выделить на ремонт лифтов 12 млн. 323 тыс. рублей. Мы предложили эту поправку и надеемся, что она будет принята во втором чтении бюджета-2007.

АНДРЕЙ БЕНИН
ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
- Я уверен, что целевая программа по реконструкции лифтов будет принята! Уже сейчас нами проведена большая работа: подготовлены сметы по всем 25 типам лифтов, которые станут основой программы. Она будет рассчитана на пять лет, и наша задача - рационально распределить средства, которые будут выделены.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 9 ноября 2006, № 185—186 (2035—2036)