Берега Юнтоловки вновь под угрозой...

Юнтоловский заказник – место уникальное. Расположенный в городской черте Петербурга, он является фактически единственным в Европе заповедным местом, которое смогло уцелеть на территории современного мегаполиса. Собственно говоря, заказник площадью 1000 га служит стоянкой для перелетных птиц, часть из них даже записана в Красную книгу. А если быть точным, здесь обитают более тысячи видов пернатых, более ста видов земноводных, богаты флора и фауна многочисленных водоемов. К примеру, в реке Юнтоловка до сих пор водятся бобры. В целом же именно болотистая местность служит естественной преградой от появления в глубине заказника эскадронов туристов.

Между тем окраинные зоны леса оказываются прекрасным местом для прогулок горожан. Совершенно очевидно, что положить глаз на еще неосвоенные девственные земли уже пытались, и не раз. Но до сих пор этот уголок оставался цел и невредим. Надолго ли?

О том, что заповедное место является крайне значимым, свидетельствует, в частности, и тот факт, что к заказнику приковано внимание международных экологических организаций. Так, финские экологи придают ему статус особо охраняемого орнитологического объекта. И тем не менее угроза того, что здесь рано или поздно появится строительная техника, сохраняется по-прежнему.

От города заказник отделен своеобразной буферной зоной – береговой полосой Юнтоловки. Именно в этой полосе, согласно Генплану развития Петербурга, предусматривалось развернуть строительство домов как коттеджного типа, так и многоэтажных. А также проложить улицы и пустить автотранспорт.

– Формально данная территория не относится к заказнику, – говорит председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Зеленого Креста Юрий Шевчук, – но это как раз тот случай, когда следование букве закона оборачивается издевательством над здравым смыслом.

Дело в том, что буферная зона хоть и не входит в состав заказника «Юнто-ловский», но и она тоже используется пролетными птицами для отдыха и кормления.

Над здравым смыслом, впрочем, «издевались» и в советские времена. В результате работ по углублению дна Финского залива, согласно Генеральному плану развития Ленинграда, были уничтожены Крестовская и Собакина отмели – главные места стоянки и кормежки птиц. Прибрежные топи строители засыпали изъятым грунтом, так как план предусматривал намыв песка на прибрежную зону. Кстати, за создание этого заказника в свое время боролись активисты Всероссийского общества охраны природы. Еще в восьмидесятых годах прошлого века он находился под реальной угрозой исчезновения в связи с расширением самого разлива и зарастания болотного массива различными древесно-кустарниковыми породами. Сейчас ситуация налаживается, однако заказнику не выжить без наличия буферной зоны – слишком уже ему тесно будет в своих искусственных границах.

По словам Юрия Шевчука, в случае превращения буферной зоны в очередной городской пейзаж заказник может оказаться перед очередной угрозой уничтожения. Здесь появятся охотники, нарушится кормовой баланс, в реку начнут сливать отходы человеческой жизнедеятельности. Еще один важный момент: для того чтобы начать строительство, разумеется, необходимо будет провести мелиорацию почв. А как отразится осушение на гидрологическом режиме заповедной территории, никому не известно, хотя можно предполагать с большой долей уверенности, что последствия окажутся попросту катастрофическими.

Несмотря на опасность исчезновения уникального места, здесь бы уже давно выросли элитные дачи, если бы разные экологические организации и другие общественные силы не забили тревогу и не обратились в парламент и правительство Северной столицы. Так, в частности, Общественный экологический совет обратился к губернатору Валентине Матвиенко с предложением перевести земли, непосредственно примыкающие к заказнику в районе Конной Лахты, и далее, от Конной Лахты к поселку Каменка, в разряд рекреационных. Тем самым исключив возможность использовать их под жилое строительство.

3 ноября 2006 года Общественный экологический комитет, рассмотрев ряд обращений, поступивших от населения, а также заслушав членов Общественного экологического совета, выезжавших в Юнтоловский заказник, вновь предложил внести изменения в план застройки территории.

Городские власти пошли навстречу общественности, и 8 ноября на заседании в Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, были приняты поправки к Генплану развития города. Согласно им, в буферной зоне массовое жилищное строительство надлежит запретить, и использовать это место в качестве рекреационной зоны. А именно – возвести некоторое количество санаторных и спортивных объектов для отдыха горожан. Ведь недаром зона граничит с Курортным районом.

Однако, несмотря на все резолюции и поправки, крупные финансовые структуры не согласны с таким исходом. Ведь место это, что ни говори, идеально для элитной застройки. Жить в центре люди с деньгами уже давно не стремятся. Возможности для начала строительства у финансовых воротил есть. Особенно если их «аргументы» будут подтверждены внушительной суммой дензнаков. Поэтому первостепенной задачей, как считают экологи, в настоящее время является утверждение принятых на комиссии поправок в законе и разумное воспрепятствование появлению плодов «цивилизации» на берегах Юнтоловки.

ВАСИЛИЙ ЩУКИН

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 16 ноября 2006, № 191 (2041)