Вопросы поставлены. Ответ непременно будет дан

27-е пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества независимых государств, без сомнения, планировалось в первую очередь как торжественно-праздничное мероприятие, приуроченное к 15-летию образования СНГ. В Санкт-Петербург съехались практически все главы парламентов, входящих в Содружество. В высокоторжественном стиле было выдержано и вступительное слово председателя Совета МПА СНГ, председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова.

Миронов перечислил главные достижения СНГ – благодаря существованию такой интеграционной структуры независимые государства, образовавшиеся из «обломков» бывшего СССР, сумели решить «две поистине глобальные задачи – становление собственной государственности и проведение рыночных реформ». Содружество способствовало разрешению вооруженных конфликтов внутри стран, как, например, в Таджикистане, или приостановке военных действий между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе. А теперь СНГ способствует обеспечению высоких темпов социально-экономического развития наших стран, сотрудничеству в сфере борьбы с оргпреступностью и терроризмом, гуманитарному сотрудничеству.

И хотя Грузия в речи Сергея Миронова не упоминалась, за день до этого он встречался с председателем парламента Грузии Нино Бурджанад-зе. Сергей Михайлович лишь сказал, что «МПА никогда не уходила от острых вопросов, проводя парламентский мониторинг острых, конфликтных ситуаций». Он привел в качестве примера регулярные встречи глав парламентов стран «Кавказской четверки», очередная из которых должна была состояться сразу вслед за пленарным заседанием.

Позже, выйдя на трибуну, темпераментная дочь грузинского народа Нино Бурджанадзе решила поспорить. «Как я могу доказать своим коллегам по парламенту, настаивающим на выходе из СНГ, что остаться в нем имеет хоть какой-то смысл? – риторически вопрошала она. – Почему СНГ молчит, когда одно государство – член СНГ угрожает другому?.. Члены СНГ должны задуматься, кто нарушает принципы СНГ: Грузия, которая говорит о недейственности организации, или государство, которое вводит экономическую блокаду и устанавливает политические цены на газ».

Упомянула г-жа Бурджанадзе и про неуплату членских взносов в СНГ – раньше, мол, не было денег, а сейчас – это демонстративный жест, призванный заставить задуматься об эффективности данной организации.

В общем, если страны СНГ не сделают вывод – понятно какой – кто на самом деле нарушает принципы Содружества, Грузия или страны, которые устанавливают санкции, то СНГ «так и останется организацией, которая ничего за свою историю не решила».

Сергей Миронов ограничился лишь комментарием на правах председателя: «Одна из структур СНГ, доказывающая свою эффективность, – это Межпарламентская ассамблея, где вы, в частности, можете открыто – хотя и субъективно, с моей точки зрения – высказать свое мнение». А среди журналистов явно просматривалось даже разочарование: вот если бы, мол, она явно заявила о выходе Грузии из СНГ…

Однако более тесная встреча с Нино Бурджанадзе на брифинге сразу после встречи руководителей парламентов стран «Кавказской четверки» – Грузии, Азербайджана, Армении, России – убедила в другом. По крайней мере, меня. Ибо, несмотря на прежний полемичный задор и резкую риторику, на повторение ставшего стандартным набора претензий, включая как санкции, так и борьбу с нелегальными мигрантами, главным ее высказыванием, обратившим на себя внимание, было следующее: «Грузия готова к диалогу, сколь трудным бы он ни был, готова обсуждать самые сложные проблемы – мы подчеркнули это своим приездом».

«Признаюсь, мне нелегко будет найти аргументы для своих коллег по парламенту, которые убедили бы их в необходимости остаться в СНГ», – сказала Нино Бурджанадзе. Но разве так говорят, стремясь найти аргументы для противоположного действия, именно выхода из СНГ? Все-таки в выступлениях госпожи Бурд-жанадзе присутствует конструктивное начало, и ряд членов МПА, с кем мне после этого удалось побеседовать, это мнение разделяли. Просто у нее форма ведения диалога такая…

И в какую бы форму ни облекала Нино Анзоровна свои аргументы, и как бы ее слова и действия ни комментировали, она парадоксальным образом подтверждает тезис Сергея Миронова из его вступительного слова: «Нас объединяет тысячелетняя история и культура. И русский язык, который до сих пор нам дает возможность общаться и понимать друг друга». Тем более что говорит Нино Бурджанадзе на чистейшем русском языке, практически без малейшего акцента.

А для полноты картины отметим, что вышеупомянутое заседание не свелось лишь к полемике с грузинской стороной. На заседании был принят ряд практических решений. На заседании членов совета Межпарламентской ассамблеи – членов Организации договора о коллективной безопасности решено было, к примеру, создать новый парламентский орган – Парламентскую ассамблею ОДКБ. Главой ее был избран председатель Государственной думы РФ Борис Грызлов.

Провели заседание и участники Соглашения о формировании Единого экономического пространства. На нем ведущий заседания, председатель Сената парламента Казахстана Нур-тай Абыкаев радостно приветствовал «представителей обновленной Верховной Рады Украины» и высказал надежду, что теперь развитию таможенного союза будет придан новый импульс. Ведь, как известно, именно Украина ранее тормозила становление ЕЭП, заявив, что ее данная идея интересует только в виде зоны свободной торговли. После чего Россия, Белоруссия и Казахстан вынуждены были пересмотреть формат сотрудничества и говорить уже о схеме «3+1». Теперь же, после последних перемен на политическом фронте на Украине, представители трех других стран ожидают ее быстрейшей и более глубокой интеграции в ЕЭП.

ИОСИФ РОВКАХ

Мнения:
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ
СОВЕТНИК ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МПА СНГ СЕРГЕЯ МИРОНОВА
Разговоры о том, нужна ли такая организация, как СНГ, или не нужна, это только разговоры, а угрозы из нее выйти – это всего лишь примеры тактического поведения. Потому что, несмотря на подобные заявления, которые длятся уже не первый год, СНГ существует, СНГ показывает свою эффективность, СНГ позволяет решать очень многие вопросы членам этой организации, которые они не смогли бы решать поодиночке, не будучи в его составе.

Кроме того, СНГ способствует неформальному взаимодействию руководителей входящих в него стран. В ходе нынешнего заседания СНГ Сергей Миронов провел ряд встреч с коллегами по парламентам других стран, причем в закрытом режиме. Это, вне всякого сомнения, примеры того, как СНГ способствует нормализации международных отношений и вносит свой вклад в нашу общую международную политику.

Что же касается реформирования Содружества, то, уверяю вас, оно идет, хотя это и постепенный, спокойный процесс, подчас незаметный со стороны. И результата завтра ждать не надо. Международные отношения весьма инерционны, и быстро в них никогда ничего не меняется.

ЭРМИНЕ НАГДАЛЯН
ДЕПУТАТ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ, ЧЛЕН ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ МПА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Откровенно говоря, я не разделяю пессимистические взгляды тех коллег по парламентам стран Содружества, которые считают, что СНГ как структура себя изжила или, более того, изначально была мертворожденной. Содружество создано на постсоветском пространстве, которое характеризуется не только экономической общностью, но, самое главное, и психологической, мировоззренческой общностью его населения – и это, я считаю, самая главная посылка для жизнеспособности такой структуры.

За те 15 лет, что существует СНГ, тем, кто видел свои задачи, свои цели, эта структура дала многое. Прежде всего, общение, но не на абстрактном уровне, а с людьми, у которых общие задачи, общие проблемы, общие ситуации, а также общее мышление. Задачи, которые стоят перед каждым из наших государств, очень похожи. Незачем каждому набивать свои шишки – можно воспользоваться опытом соседа, а многое решать сообща. Для нас, Армении, опыт других стран СНГ в политических, экономических, социальных вопросах на данном этапе гораздо более важен, чем опыт развитых стран Европы и мира. В наших странах присутствует схожесть базовой ситуации, а также схожесть мышления людей, их отношения жизни, их систем ценностей.

ИВАН ВЕРНИДУБОВ
ДЕПУТАТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ, ЧЛЕН ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ МПА ПО ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ
Есть такая парадоксальная точка зрения – Советский Союз развалили для того, чтобы найти некую новую форму объединения. В том, что это так, что такое объединение необходимо, я лишний раз убедился пару недель назад, когда был в Таджикистане в качестве наблюдателя от МПА на президентских выборах. Мы поднялись на 300-метровую высоту плотины Нурекс-кой ГЭС – такую гигантскую стройку было не потянуть одной стране, даже такой, как Россия. А теперь для Таджикистана эта ГЭС – «палочка-выручалочка» в экономике, как без нее они бы обходились – не знаю. А так энергии хватает как для внутренних нужд, так и на экспорт – в Индию, Афганистан и в Россию. И эксплуатация ГЭС невозможна без продолжения прежнего сотрудничества. В то же время хочу сказать, что считаю чрезвычайно полезным состоявшийся на нынешнем заседании МПА разговор о необходимости и пользе СНГ. О том, что эта структура дала входящим в нее странам. Даже в резком выступлении представителя Грузии Нино Бурджанадзе я вижу рациональное зерно. Хотим мы того или нет, но на вопросы, поставленные госпожой Бурджанадзе, надо отвечать. К примеру, почему в таких острых ситуациях, когда наше международное объединение должно среагировать, оно молчит? Неужели мы возвращаемся к ситуации с Россией в роли «старшего брата»?

Уверен, что нет – мы объединились, чтобы наше международное сообщество было сильным, и оно должно проявлять себя прежде всего именно в таких кризисных, конфликтных ситуациях. Пока же таких примеров нет – отсюда и возникают вопросы о нужности СНГ. И я уверен, что нынешнее заседание даст серьезнейший толчок к решению проблем, как и в какой форме активизировать деятельность СНГ. А в том, что это необходимо, у меня никаких сомнений нет.


ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 23 ноября 2006, № 196 (2046)