Дамба – дольше, чем жизнь?

Уже больше полугода органы прокуратуры пытаются отстоять интересы государства в споре с хозяйствующими структурами, условно говоря, оккупировавшими территорию, где должно проходить строительство Комплекса защитных сооружений. Обычно КЗС называют просто Дамбой, ставшей для Петербурга бесконечным долгостроем. Менялись организации и руководители, перед которыми ставились задачи защитить город от наводнений, но, казалось, вечная стройка успела превратиться в природный ландшафт.

А деньги сюда продолжали выделяться, и их запах привлекал немало людей из криминального мира. Достаточно вспомнить, что одной из версий расстрела Константина Яковлева (Костя Могила) являлась его чрезмерная заинтересованность в дележе подрядов на КЗС. Похоже, если не установить контроль над финансовыми потоками, то по крайней мере оказывать влияние на ход строительства, по оперативной информации, пытаются сегодня своеобразный преемник Кости Могилы – Андрей Мироедов (Ми-рыч) и одиозный борец в области имущественных поглощений Михаил Сли-озберг (Миша Купчинский), иначе – участник рейдерских конфликтов. В прессе можно встретить упоминания, будто оба интересанта не слишком благоволят друг к другу, зато внимательно следят за тем, как возводится преграда на пути наводнений. Впрочем, сложные взаимоотношения между Мироедовым и Слиозбергом отходят на второй план, когда в воздухе пахнет крупными купюрами.

В эпизодах явно криминального характера успели за последние несколько лет поучаствовать и сразу несколько людей, напрямую связанных с КЗС. Например, в октябре 2002 года разбойному нападению подвергся Виктор Адамович, главный инженер генподрядчика – компании «Ленгидроэнер-госпецстрой» (ЛэнГЭСС). Удивительно, но примерно в то же время правоохранительные органы обнаружили, что эта организация предпочитает не платить своим субподрядчикам. Всплыло и то, что некогда мощное предприятие ЛенГЭСС имеет сомнительное «приватизационное» прошлое, а именно – обладает всего пятью процентами от своих бывших мощностей (порядка 30 млн. рублей), в то время как кредиторская задолженность составляет 190 млн. рублей. Журналисты тут же задались вопросом: неужели с 2000 по 2002 год субподрядчики трудились себе в убыток, демонстрируя стахановскую самоотверженность?

Любопытно, что через некоторое время киллеры пытались расстрелять из автоматов Василия Белова, который курировал строительство Дамбы по линии Северо-Западной дирекции Госстроя РФ. Чиновник, как принято говорить в подобной ситуации, остался жив по чистой случайности. А после дальновидно заявил, что проблем у него не было и угроз в его адрес не раздавалось.

Практически одновременно со стрельбой по Белову жертвой чуть не оказался Юрий Усанов, директор ОАО «Трест механизации строительных работ» («ТМСР»). Тут, правда, произошла темная история. Некий рецидивист попытался прикрепить к днищу директорского джипа мощную радиоуправляемую бомбу. Злоумышленник был замечен и спешно ретировался, почему-то забыв под машиной куртку с личными вещами и водительским удостоверением на чужое имя, но с собственной фотографией.

Кстати, эпизоды с Беловым и Усановым аналитики склонны связывать с подписанием кредитного соглашения с Европейским банком реконструкции и развития, которое состоялось незадолго до этого. Не исключено, таким образом заинтересованные лица пытались воздействовать как на кредиторов ЛенГЭСС, так и на инвесторов строительства.

Вообще, к Юрию Усанову и его соратникам у прокуратуры накопилось немало вопросов. Пожалуй, сегодня правоохранительные органы уделяют меньше внимания даже Мироедову и Слиозбергу, которые могут вполне оказаться хорошими знакомыми директора ОАО «ТМСР». Не следует забывать, что его отцом является очень авторитетный во власти человек – Борис Усанов. В советские времена Борис Павлович трудился на руководящих постах в Ленинградском горкоме КПСС. Затем, как положено, перешел руководить «стройкой века», возглавив Управление «Ленморзащита» – заказчика строительства КЗС. С этой структуры и началась многострадальная история Дамбы. К слову, своим амплуа старший Усанов называет создание портово-технологических комплексов в Невской губе. Не отсюда ли возникают определенные трудности в работе работников прокуратуры? Один представитель семейного клана научился виртуозно решать аппаратные задачи. Другой, поддерживая амплуа отца, с помощью деловых партнеров и охранных предприятий нынче пытается хозяйствовать на Дамбе.

Тем временем в ходе прокурорских проверок установлено, что «целый ряд объектов, предназначенных для обеспечения строительных работ… незаконно находятся во владении сторонних предприятий и организаций». В их числе называются ОАО «ТМСР», ОАО «Гидрострой», ОАО «Транспорт», ОАО «Ленинградское строительно-монтажное управление» и другие. Первые три структуры, как рассказали корреспонденту «Парламентской газеты» источники в правоохранительных органах, составляют некий холдинг. С юридической точки зрения, это не совсем верно. Правильнее говорить, что акционерные общества имеют прямое или косвенное отношение к Юрию Усанову и его «партнерам по интересам».

Пока ответственные лица месяцами изучают представления прокуратуры, предприниматели продолжают извлекать доход, не слишком озадачиваясь, насколько их деятельность соответствует государственным интересам. По большому счету, строительство Дамбы должно завершиться в 2008 году. Должно, и даже президент Владимир Путин на этом настаивает, но… не может. Вряд ли может что-то сделать и довольно близкий к главе государства бывший банкир Владимир Коган, непосредственно курирующий стройку по линии Росстроя. Ведь мало того, что целый ряд хозяйственных структур, в том числе близких к клану Усановых, отказываются «освободить занимаемые ими по ничтожным договорам аренды объекты недвижимости», ОАО «ТМСР» переоборудует причальные сооружения в целях их использования для перекачки нефтепродуктов.

Кстати, строительно-монтажные работы по размещению мазуто-пере-качивающей установки и электрической подстанции были произведены подчиненными Юрия Усанова без положительного заключения государственной экологической экспертизы в водоохранной зоне Невской губы. Как тут не вспомнить об амплуа Бориса Павловича? А заодно и о том, что к причалу комплекса по перевалке нефтепродуктов пришвартован танкер «Настя» под кипрским флагом. Вместе с тем, ряд причальных сооружений, арендованных ОАО «ТМСР» у государства, находятся в аварийном состоянии, что подтверждается результатами обследований, которые были сделаны год назад специалистами проектной организации «Инпроектреч-флот». Но ремонт арендатором не проводится, существует реальная угроза обрушения конструкций, и вряд ли кто-то ответит, как будут доставляться для строительства КЗС многотонные и крупногабаритные грузы, когда по весне откроют навигацию.

Пока же, судя по сложившейся обстановке, ряд коммерческих структур увлеченно играет на Дамбе в игру с условным названием «Государство – это кто?». Административный ресурс, помноженный на контакты криминального мира в правоохранительных органах, дает о себе знать. Чем крепче врастают в квадратные метры странно приватизированные предприятия, которые ранее входили в состав ПСМО «Ленгидроэнергоспецстрой», тем шире становятся возможности шантажировать представителей Рос-строя. А работники прокуратуры, возбудившие в отношении нарушителей несколько дел об административных нарушениях, вынуждены констатировать: интересы частных компаний успешно лоббируются в Смольном, где на посту советника вице-губернатора Юрия Молчанова продолжает трудиться Усанов-старший.

Остается лишь радоваться тому, что советнический статус не носят Андрей Мироедов и Михаил Слиоз-берг. Хотя если принять во внимание, что Юрий Усанов, и прежде принимавший активное участие в региональной политике, сегодня проявляет заинтересованность в отношении предстоящих выборов в Законодательное собрание Ленинградской области, то возможны самые неожиданные коллизии. Например, депутату Государственной думы Александру Невзорову сегодня помогает общаться с народом его помощник, авторитетный бизнесмен Владимир Барсуков (Кумарин). Почему бы не упрочить свое положение и директору ОАО «ТМСР», окружив своих будущих выдвиженцев не менее характерными личностями?

Впрочем, прокуратуру волнуют больше не политические инициативы владельца условного холдинга, а то, что проводимая им со товарищи экономическая политика вполне может отодвинуть завершение строительства КЗС еще на годы. А когда грузовики, доставляющие песок и металлоконструкции, парализуют Приморское шоссе, автомобилисты вспомнят о причалах, арендованных ОАО «ТМСР». И пока будет вхолостую сгорать бензин в километровых пробках, они, наверное, подумают и о выброшенных государством на ветер деньгах.

А мне совсем непонятен следующий пассаж. Федеральное казенное предприятие почему-то вынуждено рассматривать заключение договора субаренды федерального же имущества у коммерческих структур, чтобы выполнить поставленные перед ним задачи. Примерно такой вывод следует сделать из вороха прокурорских представлений, которые, увы, не слишком изменили ситуацию… В середине этого лета депутат Государственной думы Александр Хинштейн сообщил, что в российском парламенте решено создать отдельную рабочую группу по вопросам строительства КАД и КЗС. Когда она будет создана и помогут ли законодатели органам прокуратуры – большой вопрос.

Вместо послесловия. Строительство Комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений протяженностью 25,4 километра началось 2 августа 1979 года. За это время общий объем финансовых вложений превысил 40 млрд. рублей. К окончанию строительства сумма за счет кредитов западных банков вырастет вдвое… Вдвое?..

ПАВЕЛ ЛУСПЕКАЕВ

Мнения:

СЕРГЕЙ ГУЛЯЕВ
ДЕПУТАТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
На мой взгляд, фронт работ в настоящее время необходимо проводить на сооружениях «С-1» и «С-2». Однако требуется конкретно разобраться в ситуации по поводу бизнес-структур, которые арендуют площади на Дамбе. Необходимо отделить зерна от плевел и задаться вопросом, насколько влияет на развитие сложных взаимоотношений административный ресурс. А если это рейдерская атака на бизнес?

ВЛАДИМИР ГОЛЬМАН
ДЕПУТАТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ПРЕЗИДЕНТ «СОЮЗПЕТРОСТРОЯ»
Если предприятия, находящиеся в зоне обеспечения строительных работ, противостоят государственным интересам, нужно разобраться в договорных отношениях. В случае наличия у коммерческих структур права собственности на земельные участки правительству за счет средств федерального бюджета придется выкупать данные территории. Но если фирмы арендуют эти земли, то договоры должны быть расторгнуты с применением арендных санкций.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 30 ноября 2006, № 200 (2050)