Родственники Дега приехали в Эрмитаж

Семейство родственников Эдгара Дега, одного из самых ярких представителей, можно даже сказать, вождей импрессионизма, приехало погостить в Петербург.

Встретиться с этим семейством может каждый желающий. Достаточно прийти в Эрмитаж, где открылась выставка одной картины «Семейство Беллели». Написанная в 1867 году, эта работа при своем появлении на свет осталась незамеченной публикой и не отмеченной критикой. И это несмотря на то, что над композицией полотна, на котором изображены тетя Дега Лаура Беллели, ее дочери Джованна и Джулия и супруг Дженнаро, вернувшиеся с похорон отца Илера Дега, он работал значительно дольше, чем над другими произведениями.

К слову, первоначально картина называлась иначе. Это был просто «Семейный портрет». Видимо, по ряду причин Дега не хотел выносить на публику родственных отношений с изображенными на холсте супругами Лаурой и Дженнаро. Именно с ними. О детях же Дега писал так: «Старшая, в самом деле, маленькая красавица. Младшая же умна, как бес, и добра, как ангел. Я их пишу в черных траурных платьях и небольших белых передниках, которые им очень идут… Мне хочется выразить некую естественную грацию вместе с благородством, которое не знаю, как и определить…»

Современные специалисты утверждают, что в парижском Салоне, где только и можно было художнику добиться признания, картина экспонировалась очень неудачно, оттого ее и не заметили. Не исключено, однако, что решающую роль в неудаче сыграло то, что в этом полотне не видно характерных признаков импрессионизма, который тогда завоевывал огромную популярность.

Так или иначе, но через полвека отношение к картине резко поменялось. Произошло это после смерти Дега, когда содержимое его мастерской назначили к распродаже. Тут-то в «Семейном портрете» и обнаружили, что он является олицетворением лучших качеств французского искусства. Забытая картина в одночасье стала шедевром.

В Эрмитаж «Семейство Беллели» прибыло из парижского музея Орсэ, где этот портрет является одним из главных музейных сокровищ.

Можно не сомневаться, что в Петербурге полотно, в отличие от парижского Салона 1867 года, не останется незамеченным. Во-первых, российские ценители искусства в подавляющем большинстве любят импрессионистов вообще и Дега в частности. Во-вторых, в Эрмитаже картина заняла прекрасное место.

АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ, СОБ. КОРР., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 30 ноября 2006, № 200 (2050)