Алкоголь вне «шаговой» доступности….

Правительство Санкт-Петербурга наконец-то нашло альтернативу исчезнувшим с улиц города ларькам. В начале 2007 года в городе появятся первые 100 магазинов так называемой «шаговой» доступности. Торговать в них будут продуктами и сопутствующими товарами первой необходимости.

Подготовкой постановления «О размещении магазинов пешеходной доступности на отдельных территориях Санкт-Петербурга» занимается управление координации потребительского рынка при Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли. Его специалисты определили 70 участков, где по каким-либо причинам наблюдается нехватка торговых площадей для обеспечения жителей товарами повседневного спроса. Чтобы привлечь туда предпринимателей, была разработана система льгот. Потенциальным владельцам магазинов в аренду на десять лет будет предоставлена торговая площадь и субсидирование в размере 50% от средней ставки арендной платы. На первом этапе размер субсидий для каждого магазина – в зависимости от его местоположения – составит до 500 тысяч рублей в год. Бюджету Петербурга выплата субсидий обойдется примерно в 20 млн. рублей.

Представители малого бизнеса, на поддержку чьих интересов, собственно, и направлена инициатива КЭРППиТ, предложили свою комплексную линию организации магазинов «шаговой» доступности – объединить имеющиеся точки мелкорозничной торговли и, для удобства населения, добавить туда места общепита и бытового обслуживания. Однако эта идея не получила поддержки правительства Санкт-Петербурга.

КЭРППиТ планирует открыть магазины «шаговой» доступности на уже имеющихся площадях. А там, где их нет, будут построены новые павильоны. Так или иначе, под каждый магазин предусмотрено не более 150 квадратных метров. Также будет составлен список обязательных товаров, которые должны будут занимать 70% торговой площади. На остальных 30% владелец волен продавать что угодно, кроме алкоголя. Несмотря на эти существенные ограничения, ведущий специалист управления координации потребительского рынка КЭРППиТ Александр Волков считает, что поддержка малому бизнесу есть.

– Принимая постановление об образовании магазинов «шаговой» доступности, город, тем самым, компенсирует убытки предпринимателям, потерявшим свои ларьки. На выгодных условиях им предоставляется возможность стать полноправными владельцами новых торговых точек. Предприниматели уже сейчас могут подавать заявки в Комитет. Естественно, городу выгоднее сотрудничать с теми, кто будет работать за меньшую субсидию.

С другой стороны, не секрет, что именно алкоголь является одним из самых востребованных продуктов в «потребительской корзине». От его реализации напрямую зависит рентабельность любого продовольственного магазина. В настоящем же варианте законопроекта формат будущих магазинов «шаговой» доступности предусматривает полный запрет на реализацию любых спиртных напитков. В связи с этим перспектива развития нового проекта вызывает большие сомнения, прежде всего у представителей малого бизнеса. Так, председатель Комитета по поддержке и развитию малого бизнеса Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Алексей Третьяков считает идею безалкогольных магазинов утопией.

– Я не знаю торговых точек, которые были бы рентабельны без алкоголя. То, что в магазинах «шаговой» доступности не будет крепких алкогольных напитков, уже известно точно. На мой взгляд, подобное лишение прав представителей малого бизнеса на реализацию алкоголя есть не что иное, как пример недобросовестной конкуренции со стороны крупных торговых сетевых структур. Мы надеемся, что в окончательном варианте законопроекта «О магазинах «шаговой» доступности» будет предусмотрено разрешение на торговлю хотя бы пивом и табаком.

Сознают это и сами городские власти. Председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга Сергей Федоров сообщил корреспонденту «Парламентской газеты», что идея магазинов «шаговой» доступности не исключает создание сети, в которой реализация алкоголя будет разрешена. К сожалению, в таком варианте предприниматели не смогут получить преференции в виде субсидий по арендной плате. Однако 10-летний срок аренды все же сохранится.

И последнее. Важной частью замысла КЭРППиТ является то, что в магазинах «шаговой» доступности станут торговать продуктами отечественного производства. Более того, специалисты Комитета рекомендуют предпринимателям при выборе поставщиков отдавать предпочтение пищевым предприятиям Северо-Западного региона.

ОЛЬГА ФЕДОТОВА СОБ. КОРР., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Комментарий:

ИГОРЬ МИХАЙЛОВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, ЧЛЕН ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ ПО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭКОНОМИКЕ И СОБСТВЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Несмотря на то что в Санкт-Петербурге с транспортом проблем нет, большинству пожилых людей подчас тяжело добираться до крупных продуктовых гипермарков. Город нуждается в магазинах «шаговой» доступности. Ведь многие магазины мелкорозничной торговли давно поменяли свой профиль: там уже не купить ни хлеба, ни колбасы. Зато спиртное можно приобрести на каждом углу. Большинству населения нужны товары повседневного обихода. Поэтому я считаю, что будущие магазины «шаговой» доступности» будут рентабельны, даже если в них не будет алкоголя.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 7 декабря 2006, № 205 (2055)