А близоруким все нипочем…

Кажется, совсем недолго остается до завершения строительства Комплекса защитных сооружений, который должен защитить Петербург от наводнений. Ударная стройка началась в далеком 1979 году. Будто бы и не такие махины поднимали в Советском Союзе – справятся и с этой. Но недостроенная Дамба пережила и брежневские времена «холодной войны», и горбачевскую перестройку, и смутный период становления новой России.

Более чем за четверть века здесь закопали многомиллиардное состояние. С попыткой получить контроль над финансовыми потоками соответствующие ведомства склонны связывать и расстрел в центре Москвы авторитетного питерского предпринимателя Константина Яковлева (Костя Могила), и убийство одного из лидеров так называемой казанской группировки, учредителя ЗАО «Татинвестнефтегазстрой» Рустама Равилова (Рома Маршал), и недавно осужденного в Петербурге Олега Маковоза (Маклауд), названного руководителем банды киллеров. И если причастность Яковлева и Равилова к Дамбе напрямую не доказана, то Маковоз некоторое время назад занимал должность начальника департамента ФГУ «Северо-Западная дирекция Госстроя России».

История Дамбы – это череда возбужденных уголовных дел в отношении должностных лиц, в чьи обязанности входило проведение строительных работ. Это целый ряд эпизодов криминального характера, участниками которых оказались люди, имевшие отношение к проведению строительных работ. В октябре 2002 года жертвой разбойного нападения стал главный инженер генподрядчика, компании «Ленгидроэнергоспецстрой» (ЛенГЭСС) Виктор Адамович. Затем киллеры открыли автоматный огонь по «мерседесу» Василия Белова, курировавшего строительство КЗС по линии Северо-Западной дирекции Госстроя РФ. Наконец, лишь благодаря удивительному стечению обстоятельств в живых остался Юрий Уса-нов, собственник коммерческих предприятий, которые и сегодня работают на территории Дамбы. Матерый уголовник прикрепил взрывное устройство к днищу его джипа, но был замечен охраной. Преступнику удалось скрыться, а под машиной осталась куртка, и в ее кармане сотрудники милиции обнаружили водительские права на чужое имя, но с фотографией злоумышленника.

Если же еще раз оглянуться в начало девяностых, то можно с большой долей вероятности сказать, что территория КЗС входила в зону влияния авторитетного бизнесмена Юрия Комарова (Комар). Юрий Данилович четко отслеживал любое проявление деловой активности от северной границы Петербурга до городов-спутников Сестрорецк и Зеленогорск. Еще тогда судьба свела влиятельного Комара с подающим надежды Андреем Мироедовым. Позднее подопечный приобрел собственный вес в соответствующей среде и стал именоваться Мирычем. Именно Мирыч был распорядителем на похоронах Кости Могилы и, не исключено, достойно продолжил дело покойного.

По всему выходило, что Дамба не будет достроена никогда. Некогда мощный промышленный гигант Лен-ГЭСС странным образом расстался с частью государственной собственности в пользу частных компаний. В долгосрочную аренду ОАО «Трест механизации строительных работ», ОАО «Гидрострой», ОАО «Транспорт», ОАО «Ленинградское строительно-монтажное управление», ООО «Уран» и другие хозяйственные структуры получили недвижимое имущество, что позволяло осуществлять на этой территории успешную коммерческую деятельность. Обосновался здесь и финский «Моби Дик». Мы не можем утверждать, будто все перечисленные предприятия рано или поздно попали под влияние Комара, Мирыча или яркого представителя новоявленных рейдеров Михаила Слиозберга (Миша Купчинский). Однако их внимательное отношение к происходящему дает возможность предположить: судьба КЗС еще долго останется сложной.

Окончательный срок завершения долгостроя был назван президентом Владимиром Путиным – конец 2008 года. Похоже, глава государства решительно взялся разрубить гордиев узел. Курировать стройку по линии Росстроя стал Владимир Коган, в недавнем прошлом – известный петербургский банкир. Не следует забывать, что Владимир Путин и Владимир Коган лично знакомы с начала девяностых. Еще лет десять назад Промстройбанку были открыты солидные кредитные линии от Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Считается, что даже свои личные сбережения будущий президент доверил именно Владимиру Когану. Кстати, основные западные кредиты на достройку Дамбы предоставляются именно со стороны ЕБРР. Вероятно, назначение давнего партнера куратором строительства является дополнительной гарантией для выделения заемных средств.

Тем не менее Владимиру Когану довелось напороться на скрытое противостояние коммерческих структур, «оседлавших» КЗС. Будучи человеком, далеким от отношений противоправного характера, бывший банкир обратился в правоохранительные органы, чтобы цивилизованно разобраться в ситуации. Дополнительную пикантность бизнес-столкновению придало то, что советником губернатора Валентины Матвиенко является человек, стоявший у истоков строительства КЗС. Борис Павлович Уса-нов – политический долгожитель, переживший в статусе советника не одного высокопоставленного чиновника. С 1979 года и по сей день он демонстрирует завидный интерес к судьбе Дамбы. Только что издал на эту тему книгу «Под морем город основался…». А упомянутый уже владелец коммерческих фирм Юрий Усанов, которые основались на территории КЗС, – его старший сын.

Начиная с апреля органы прокуратуры пытаются защитить государственные интересы, направляют в различные инстанции представления, возбуждают в отношении коммерсантов административные дела. Собственные источники «Парламентской газеты» в прокуратуре познакомили нас с десятком документов, где зафиксированы серьезные нарушения законодательства. Однако все усилия государственного надзора пока оказываются тщетными. Обычно так случается, если в единой связке действуют профессиональные лоббисты в органах власти, заинтересованные коммерческие структуры и силовое прикрытие, которому не безразличен исход противодействия.

Проблема с коммерческой вольницей, препятствующей завершению строительства Дамбы, вышла на федеральный уровень. В июне 2006 года в Смольном впервые состоялось выездное совещание Комитета Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Депутаты, в частности, высказали претензии к петербургским властям в отношении оформления земельных участков, выведенных из собственности города, да так и «зависших в воздухе». Обратили внимание парламентарии и на ситуацию с присутствием на территории КЗС коммерческих предприятий, которые мешают проведению строительных работ. В этом думцы поддержали позицию прокуратуры, выявившей нарушения требований действующего законодательства со стороны ОАО «Трест механизации строительных работ», имеющего прямое отношение к Юрию Усанову.

Между прочим, в долгосрочной аренде этой фирмы находятся и причалы. Их состояние требует ремонта. И по результатам обследования, сделанного год назад специалистами проектной организации «Инпроект-речфлот», существует реальная угроза обрушения конструкций. Но именно на эти причалы потребуется весной доставлять многотонные и крупногабаритные грузы для завершения строительства КЗС. Возникают сразу два вопроса. Возможно ли выгружать сюда без опаски тяжелые грузы? А главное – не потребуют ли коммерсанты от федерального казенного предприятия заключить договор субаренды федерального же имущества, чтобы выполнить поставленные Владимиром Путиным задачи? На последний вопрос ответ уже назрел, и теперь завершение строительства КЗС, судьба выделяемых западных кредитов и даже в какой-то мере личная репутация российского президента зависят от воли отдельных предпринимателей.

Недавно не без участия губернатора Валентины Матвиенко был достигнут компромисс между строителями Дамбы и финской компанией «Моби Дик». Необходимый земельный участок площадью 5,5 гектаров изымается из пользования коммерческой структуры и передается Дирекции по строительству КЗС сроком на два года, после чего вернется арендатору. Решить аналогичным образом конфликт с ОАО «Трест механизации строительных работ» не получается. Советнический аппарат губернатора Петербурга еще не готов выдать на-гора правильный вариант. Вероятно, есть заинтересованные лица, которых раздражает внимание к их коммерческой деятельности со стороны надзорных органов. Пока же, как пишут наши коллеги, ОАО «Трест механизации строительных работ» начинает выставлять федеральному министерству неприемлемые условия для доступа на причалы для строительства государственного объекта, а Валентина Матвиенко категорично удивляется «такой близорукости этих ребят». Заметим, «близорукость» в действительности ведет к значительному увеличению сроков ввода Дамбы в строй.

Планируется, что к моменту окончательного завершения строительных работ общая сметная стоимость КЗС с учетом выделенных иностранных кредитов составит до 80 млрд. рублей. Цифра, от которой дух захватывает. Правда, и она может оказаться не окончательной.

Итак, ударная стройка началась в далеком…

ПАВЕЛ ЛУСПЕКАЕВ


Комментарии:

СЕРГЕЙ ГУЛЯЕВ
ДЕПУТАТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
На мой взгляд, фронт работ в настоящее время необходимо проводить на сооружениях «С-1» и «С-2». Однако требуется конкретно разобраться в ситуации по поводу бизнес-структур, которые арендуют площади на Дамбе. Необходимо отделить зерна от плевел и задаться вопросом, насколько влияет на развитие сложных взаимоотношений административный ресурс. А если это рейдерс-кая атака на бизнес?

ВЛАДИМИР ГОЛЬМАН
ДЕПУТАТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ПРЕЗИДЕНТ «СОЮЗПЕТРОСТРОЯ»
Если предприятия, находящиеся в зоне обеспечения строительных работ, противостоят государственным интересам, нужно разобраться в договорных отношениях. В случае наличия у коммерческих структур права собственности на земельные участки правительству за счет средств федерального бюджета придется выкупать данные территории. Но если фирмы арендуют эти земли, то договоры должны быть расторгнуты с применением арендных санкций.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 7 декабря  2006, № 205 (2055)