Возвращение в новое Средневековье

На конгрессе фантастов «Странник» принимали столичных политтехнологов и награждали авторов книг о «горячих точках».

Кто обычно приезжает на съезды фантастов? Писатели, иллюстрирующие их книги художники, издатели и критики. Еще журналисты из отделов культуры и участники киносъемок фантастических боевиков. Но конгресс «Странник», уже одиннадцатый раз проходящий в Санкт-Петербурге, собирает и других гостей – известных пиарщиков и людей, занимающихся сугубо реальной политикой. Их интерес понятен. Уже не раз идеи и прогнозы фантастов успешно использовались зарубежными коллегами.

Классический пример: фантастическая киноэпопея «Звездные войны» дала имя программе космических вооружений, принятой администрацией президента Рейгана. Хотя грозно выглядевшие на бумаге орбитальные лазерные установки оказались чистейшим мифом, свою роль они сыграли. Советское политбюро и немалая часть населения всерьез испугались грядущего удара из космоса. И страх этот способствовал горбачевской капитуляции, завершившей «холодную войну».

Куда более оторванной от жизни выглядят сказочная фантастика или фэнтези. Если до межзвездных перелетов человечество когда-нибудь дорастет, то встреча с драконами или эльфами ему вряд ли грозит. Тем не менее на нынешнем «Страннике» всерьез обсуждалась связь с реальностью именно сказочной фантастики, и, как оказалось, основания для этого имелись. Элементы политической сатиры встречаются здесь довольно часто.

Взять хотя бы «Белый хрен в конопляном поле» Михаила Успенского. Его главному герою славному князю Стремглаву иностранные мудрецы обещают сделать хозяйство неимоверно прибыльным всего за 500 дней, а князюшка, выслушав, велит заковать их в кандалы да гонит мостить дороги! В сериале «Отблески Этерны» Веры Камши за экзотическими народами вымышленного мира угадываются реальные обитатели Кавказа, а правитель, прозванный за коварство Белым Лисом, опознается и вовсе легко. Недаром его гибель в конце первого тома вызвала одобрительные письма из разоренного прототипом Сухума. Наконец, «Алая аура протопарторга» Евгения Лукина – просто энциклопедия по «горячим точкам» и одновременно справочник политических провокаций, который вряд ли составят в самом продвинутом аналитическом центре.

Все упомянутые авторы по праву получили премии, но, как оказалось, не только за ядовитость перьев. Ссылаясь на Николая Бердяева, Умбер-то Эко и других известных мыслителей, выступающие на «Страннике» предрекали гибель нынешней цивилизации. Утверждалось, что рухнет она подобно античной, а человечество ждет своеобразное «новое средневековье». И вот здесь фэнтези может стать одной из составляющих культурно-смыслового поля, которое поможет людям не впасть в окончательное варварство.

Из тезисов докладчиков и их обсуждения в кулуарах конгресса можно выявить несколько опасностей, подстерегающих мир. Прежде всего, сходит со сцены европейская цивилизация. На протяжении последних столетий именно она являлась источником научно-технического прогресса, но, похоже, все это в прошлом. Европейцы в массе своей отказываются воспроизводиться, их численность неуклонно снижается, и в течение ближайшего века белое население континента может превратиться в этническое меньшинство. Тот же процесс происходит в России, с некоторым запаздыванием он идет и в Соединенных Штатах. Отрицательный прирост населения отмечен в последние годы и в Японии – самой развитой стране азиатского континента.

Социально-экономические условия тут ни при чем. И в небогатой России, и в суперобеспеченной Германии женщины одинаково отказываются заводить детей, поскольку не видят в этом смысла, предпочитая жить для себя. Противоположный пол ведет себя так же. Нежелание европейцев пополнять ряды пролетариата и замена их рабочей силой других стран давно известны, но сейчас нечто похожее началось и в науке. Даже в США уровень образования катастрофически падает, а в научно-исследовательских институтах – все больше индусы и китайцы.

Потери в Ираке и Афганистане резко снизили количество желающих служить даже в высокооплачиваемых профессиональных армиях. США ставят на повестку дня вербовку африканцев и азиатов. Тем самым вооруженные силы из профессиональных, но укомплектованных своими гражданами, превращаются в чистой воды наемников. В странах Европы еще хуже. Малочисленные сводные кон-тингенты, которые там с трудом собирают для участия в миротворческих операциях, заставляют вообще усомниться в боеспособности армейских соединений Евросоюза.

Отказ работать, воевать, заниматься научными исследованиями и рожать детей. И одновременно – рост огромной паразитирующей прослойки, от профессиональных безработных, требующих «хлеба и зрелищ», до служителей муз, чья бездарность обратно пропорциональна нюху на частные гранты и государственные дотации… Да это же классический древний Рим эпохи разложения! И подобно его рухнувшей цивилизации, нынешнюю европейскую в диапазоне от Сан-Франциско до Вашингтона и от Лиссабона до Владивостока заменят десятки «варварских королевств».

Судьбу мегаполисов станут определять люди особого типа. Автор антиутопии «День опричника» Владимир Сорокин назвал их арабскими кибер-панками, и более меткое определение трудно придумать. Оторвавшись от своих исконных цивилизаций – исламского мира, Тропической Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки – и не усвоив европейской ценностей, они неминуемо приведут новую родину к регрессу, который лишь впоследствии может смениться ренессансом.

Сможет ли сказочная фантастика способствовать наступлению новой эпохи Возрождения? Организаторы «Странника» утверждают: «Да!» По их мнению, она, наряду с исторической литературой и кинематографом, сейчас – основной пропагандист традиционных ценностей: семьи, религии, верности долгу, личной чести, причем, что особо важно, пропагандист самоокупаемый. Но если авторы, работающие в историческом жанре, большей частью реконструируют прошлое, то создатели фантастики, даже сказочной, часто анализируют взаимоотношения с альтернативным средневековьем своих современников. Так поступал и Марк Твен со своим «Янки при дворе короля Артура», и Джон Толкиен, чьи хоб-биты были списаны с британских сельских джентльменов.

Конечно, массовая литература такого рода зачастую выглядит убого и жестоко высмеивается. Особенно досталось серии о приключениях крутых российских спецназовцев (мор-пехов, десантников, ментов), проваливающихся в древнюю Русь (Византию, Хазарию, Грецию) и громящих там все что под руку попадет. Прозвище «Ванька при дворе короля Халтура» эта графомания получила совершенно заслуженно, но, по мнению докладчиков, в новом средневековье с арабскими киберпанками ценности фэнтезюшек окажутся более востребованными, чем идеалы героев «Дома-2» и «Поля чудес».

ЮРИЙ НЕРСЕСОВ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА, 21 декабря  2006, № 214—215 (2064-2065)