На войне как на войне?

В конце прошлого года «Парламентская газета» провела опрос депутатов разных уровней по нашумевшему уголовному делу группы спецназовцев под командованием капитана Эдуарда Ульмана. Получив приказ на уничтожение группы ранее задержанных жителей Чечни, отряд его выполнил и попал за это под суд. Когда два состава присяжных оправдали подсудимых, Конституционный суд РФ решил рассматривать дело вообще без присяжных. Опрошенные депутаты от Санкт-Петербурга и Пскова сочли, что спецназовцы были обязаны выполнить приказ, а отвечать за преступный приказ в этом случае должны лица, его отдавшие.

Подобной позиции придерживались и принявшие обращения в поддержку подсудимых около двадцати региональных парламентов. На днях к ним присоединилось и Законодательное собрание Ленинградской области. По предложению депутата Владимира Леонова коллеги приняли специальное обращение к Президенту России Владимиру Путину. В нем депутаты критически оценили постановление Конституционного суда, согласно которому дела военнослужащих, обвиняемых в преступлениях на территории Чечни, выведены из-под юрисдикции суда присяжных. Законодательное собрание справедливо напомнило, что в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ право на рассмотрение уголовного дела с участием коллегии присяжных принадлежит исключительно подсудимому.

В связи с этим президента просят «обеспечить конституционное право гражданина Российской Федерации – военнослужащего, принимавшего участие в боевых действиях по защите конституционного строя и восстановлению конституционного порядка на территории Северо-Кавказского региона, на рассмотрение его дела независимым и беспристрастным судом с учетом присяжных заседателей».

Приводя дело Ульмана в качестве конкретного примера бесправия, депутаты особо оговариваются, что проблема гораздо шире. Поскольку «сегодня в российском законодательстве нет четкой правовой трактовки самих действий войск в «горячих точках». В результате статья 40 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ вступает в противоречие со статьей 42 Уголовного кодекса РФ, а угодившие между ними солдаты «фактически поставлены вне закона».

Законодательное собрание призывает президента внести в федеральные законы и иные нормативные правовые акты страны изменения, усиливающие правовую защищенность военнослужащих, участвующих в боевых действиях. Думаю, в данном случае депутаты выразили волю абсолютного большинства своих избирателей.

Павел КОВРИГИН

15 ФЕВРАЛЯ 2007, № 24 (2092)