Строители отважились на собственную сертификацию

В строительном комплексе грядут кардинальные перемены. 1 июля 2007 года Федеральный лицензионный центр при Росстрое прекратит выдачу лицензий на осуществление строительной деятельности. С этого момента начнет действовать система саморегулирования.

Начало переходу на новую систему было положено на «круглом столе» в Совете Федерации еще в марте 2006 г., где впервые была предложена концепция новой модели регулирования строительной деятельности.

Предлагаемая модель на протяжении последнего года неоднократно обсуждалась на различных уровнях власти с активным участием представителей строительного сообщества. Впоследствии для проработки деталей нового законопроекта при Росстрое была создана специальная рабочая группа. Одновременно шло активное обсуждение данной концепции на строительных конференциях и семинарах.

Итогом работы стали прошедшие в конце января парламентские слушания, организатором которых выступил Комитет по собственности Государственной думы совместно с Ассоциацией строителей и Государственным союзом архитекторов. На слушаниях депутаты еще раз подчеркнули, что действующая в настоящее время система государственного регулирования неэффективна в вопросах обеспечения прав потребителей и надзора за качеством строительства.

Новый механизм предполагает регулирование строительной деятельности через специальные институты – саморегулирующие организации (СРО), которые выступят гарантом строительного сообщества перед потребителями. Обязательства СРО будут выражены в страховании гражданско-правовой ответственности и строительно-монтажных рисков, а также в защите строительного рынка от проникновения мошенников, что позволит избежать проблемы обманутых дольщиков. Иначе говоря, строительное сообщество с помощью СРО будет самоочищаться от своих недобросовестных «собратьев по цеху».

На парламентских слушаниях в Государственной думе присутствовал вице-президент санкт-петербургского Союза строительных компаний Лев Каплан. Вернувшись из столицы, он рассказал о том, как именно будет происходить переход на систему саморегулирования:

– Учитывая «пожарную» ситуацию, которая сложилась сейчас на строительном рынке, решено было не создавать новый законопроект, а внести необходимые положения о саморегулировании в ныне действующий градостроительный кодекс. По новым правилам, вступлению в саморегулирующие организации подлежат все изыскательские и строительные компании, архитектурно-проектные фирмы, компании по реконструкции и капитальному ремонту, а также производители строительных материалов. Каждая из них получит сертификат о членстве в СРО.

В Петербурге профессиональной сертификацией компаний занимаются уже год. Лев Каплан отметил, что данная практика выявила очень интересные подробности. Оказалось, что многие строительные фирмы – и крупные, и средние – ведут непрозрачный бизнес. Для таких компаний пришлось отложить сертификацию, потребовав, чтобы они показали реальное положение дел. Это дало эффект – в результате компании предоставили в комиссию Союза достоверные данные.

Концепция саморегулирования предусматривает имущественную ответственность каждого члена СРО. Для ее обеспечения организация обязана предъявлять к своим членам требования о заключении договора обязательного страхования ответственности подрядчика при проведении инженерных изысканий, архитектурно-строительном проектировании и строительстве капитальных объектов. В настоящее время размер страховой суммы точно не определен, он будет установлен в рамках дальнейшего обсуждения положений о саморегулировании перед внесением их в Госдуму.

Кроме того, при СРО будут созданы третейские суды и надзорный орган – специальный совет, 25% членов которого составят независимые эксперты.

Многие специалисты уверены, что внедрение саморегулирования – это первый шаг к переходу на альтернативную систему функционирования строительного комплекса. Их мнения основаны на анализе позитивного зарубежного опыта, где саморегулирование давно является неотъемлемой нормой работы строительной отрасли. Но как будет реализовываться данный механизм в условиях уже давно сформированного строительного рынка Петербурга – покажет время.

Ольга ФЕДОТОВА, соб. корр., Санкт-Петербург

Комментарии:

АНДРЕЙ БЕЛОУСОВ,
ДЕПУТАТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ЧЛЕН ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ ПО ГОРОДСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ


– Я считаю, что существующая система лицензирования полностью удовлетворяет требованиям. Она является надежным фильтром для отсева недобросовестных организаций со строительного рынка. Поэтому надеюсь, что при переходе на систему саморегулирования требования к участникам строительного бизнес-сообщества не ослабнут. Внедряя в действие новый механизм регулирования, мы должны соблюсти главное – нормы качества строительства. На мой взгляд, при утверждении новых регламентов на строительно-монтажные работы многие положения можно взять из системы лицензирования.

ИГОРЬ ШУБИН,
ПРОФЕССОР, ДОКТОР ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, КОНСУЛЬТАНТ РЯДА СТРОИТЕЛЬНЫХ ФИРМ


– Лицензирование было актуальным, когда рухнул единый государственный аппарат управления строительным комплексом. Сейчас лицензионная палата превратилась в оплот бюрократии: они выдают лицензии строительным фирмам, после чего за деятельность таких компаний уже не отвечают. Поэтому новый механизм саморегулирования будет, несомненно, куда более действенным. В СРО войдут абсолютно все существующие в городе строительные компании, разумеется, прошедшие сертификацию. А те фирмы, которые по каким-то причинам не получат сертификат, будут озвучены общественности. Таким образом, люди будут уверены, что имеют дело только с добросовестными строительными компаниями.

15 ФЕВРАЛЯ 2007, № 24 (2092)