Купить предприятие за бесценок?

Прошедшему 2006 году, пожалуй, следовало бы дать название «рейдерский». При этом часто процесс присвоения и распродажи как частного, так и государственного имущества проходит в формальном соответствии с буквой закона. Причем не без покровительства тех, кто призван сохранять государственную собственность.

Типичным примером «легкости», с которой Российский фонд федерального имущества отдает активы частным лицам, может служить история ОАО «Петербургское производственное объединение «Электронпри-бор». Когда-то в «почтовом ящике» занимались микроэлектроникой. Но прошли советские времена – в конце 90-х предприятие было преобразовано в ОАО (49% акций которого принадлежало государству) и вскоре, чтобы продержаться на плаву, начало заниматься сдачей своих площадей в аренду. Ведь располагается «Электрон-прибор» в престижном районе города, на Петроградской стороне, где спрос на помещения превышает предложения.

Несколько лет назад ОАО «ППО «Элек-тронприбор» взяло кредит на сумму 2 млн. долларов у Внешэкономбанка. Возможно, деньги были необходимы для капитального ремонта помещений или для гипотетического восстановления производства. С другой стороны, зная среднюю стоимость аренды помещений в этом районе города, можно уверенно сказать: за два-три года кредитные обязательства можно было бы погасить. Однако этого не было сделано…

А в октябре 2005 года РФФИ опубликовал в бюллетене «Реформа» извещение об аукционе по приватизации 49% государственных акций ОАО «ППО «Электронпри-бор». В числе других реальный интерес к возможности выкупа объединения проявил один из его акционеров – ООО «Балтийская финансовая корпорация». И даже уплатил РФФИ задаток за участие в торгах в размере 25,8 млн. рублей. Но буквально за день до того, как потенциальные покупатели акций внесли предоплату за участие в аукционе, производственные и офисные помещения предприятия… были проданы четырьмя лотами неизвестному ООО «Перспектива» в счет погашения долга Внешэкономбанку.

Организатором торгов выступил все тот же РФФИ в лице ООО «СПб Электросервис», а порядок их проведения впоследствии вызвал неподдельный интерес не только у возмущенных акционеров, но и у правоохранительных органов.

Обратим внимание на статьи 447 и 448 Гражданского кодекса, суть которых хорошо ясна студенту юридического факультета: в открытом аукционе может участвовать любое лицо, а целью проведения торгов является получение наиболее высокой цены за продаваемую вещь. Однако организаторы достаточно фривольно истолковали наложенную на них ответственность по извещению о предстоящих торгах широкого круга заинтересованных лиц, которых, несомненно, нашлось бы немало. «Распродажа» прошла на редкость тихо.

За право приобретения лакомого государственного куска боролись всего две организации – ООО «Перспектива» и ООО «Содружество». То ли случайно, а скорее намеренно, основным (и единственным) источником оповещения о предстоящих торгах в Петроградском районе РФФИ выбрал скромную газету Выборгского района «Северная перспектива». Издание это распространяется путем выкладки в отдельных муниципальных учреждениях и знакомо лишь двум процентам опрошенных горожан, среди которых не оказалось ни одного профессионального участника рынка недвижимости.

Неужели основным «заинтересованным» лицом в торгах следует назвать РФФИ, провернувший нехитрую комбинацию? Или проницательное руководство объединения «Электронприбор»? Очевидно, что начальная цена выставленных помещений оказалась более чем привлекательной для «торгующихся» организаций ООО «Перспектива» и ООО «Содружество». Под третий удар молотка 14 777,2 кв. м. «ушли» всего за 42 млн. рублей. То есть почти по сто долларов за квадратный метр. Оценить «широту» такого жеста со стороны государства можно, разве что сравнив стоимость аналогичных помещений, которая на порядок превышает цену, заплаченную ООО «Перспектива».

Почему же РФФИ уступил частной организации почти 380 млн. рублей? Возможно, вскоре этим вопросом зададутся и органы прокуратуры.

Пока суть да дело, аукцион по продаже государственных акций был благополучно отменен в связи с недостоверностью их оценки.

В настоящее время производственные и офисные помещения «Электронприбора» вновь могут оказаться в руках своих недобросовестных покупателей. Интрига заключается в том, что пока решение городского Арбитражного суда оспаривалось в надзорных инстанциях, в бой вступил Внешэкономбанк с заявлением о признании своего должника несостоятельным. 23 января 2007 года ОАО «ППО «Электронприбор» в судебном порядке было признано банкротом, и в отношении него было открыто конкурсное производство.

Теперь все ранее наложенные аресты на имущество предприятия должны быть сняты. Можно даже не сомневаться, что арестованные помещения моментально выбудут из собственности ОАО «ППО «Электронприбор». И тогда ООО «Перспектива» на основании недействительных торгов станет фактически «легитимным» обладателем приобретенных за бесценок помещений.

Однако если помещения возвратятся под контроль РФФИ, можно предположить, что результаты торгов будут иными, нежели прежние. А у государства появится реальный шанс пополнить прорехи в бюджете...

Яна ПЛОТНИКОВА

22 ФЕВРАЛЯ 2007, № 28 (2096)