Инвестиции без гарантий

С 1998 года, а именно тогда в порту появились новые хозяева, он, если верить газетным публикациям, показывает минимальную прибыль, а простых акционеров в порт пускать перестали. Вот и получается, что порт зажил своей отдельной от всего остального государства жизнью, в которой законы Российской Федерации не действуют. Утверждают, что именно в 98-м контрольный пакет акций порта обманным путем оказался в руках у весьма узкого круга лиц, а именно называют трех братьев-акционеров. Геннадий и Вячеслав Шутовы – братья родные, а Маслов – их двоюродный брат.
Акции ими иногда скупались через подставные фирмы, а иногда, судя по всему, просто воровались. Кстати, по поводу кражи акций у одного из акционеров сейчас проводится разбирательство ГУВД Санкт-Петербурга. Скандал начался с того, что некий Цейтлин А.М. послал на имя министра внутренних дел Российской Федерации Бориса Грызлова заявление с просьбой разобраться в ситуации. Цейтлин является одним из учредителей ЗАО «Кермен», которому принадлежало 25,2% акций ЗАО «Морской торговый порт Выборг». Собственно, как пишет Цейтлин в своем заявлении, «основной целью создания данного предприятия было владение и управление пакетом акций порта». Но Цейтлину крупно не повезло, ведь кроме него в состав учредителей ЗАО «Кермен» входили уже знакомые Шутовы и Маслов.
Дело в том, что с 2000 года Цейтлин постоянно проживает в США. А в марте 2001-го принимается решение о ликвидации ЗАО «Кермен» и передаче акций порта другой фирме, в составе учредителей которой Цейтлина, разумеется, не было. Почему «разумеется»? Все просто – решение о передаче акций принималось без его ведома и, ясное дело, участия. Цейтлин в это время находился за океаном и не мог знать о передаче ценных бумаг другой фирме. Согласно же закону «Об акционерных обществах», он обязан был присутствовать на заседании, и решение о передаче акций, а также о ликвидации ЗАО «Кермен» могло быть принято только в его присутствии. Похоже, это лишь один из целого ряда эпизодов, когда всеми правдами и неправдами Шутовы с Масловым и достигали своей цели.
Затем, собрав в руках контрольный пакет акций порта объемом 50,5%, Шутовы с Масловым начали полностью игнорировать остальных акционеров. При проведении собрания акционеров все они должны быть заранее уведомлены, чего Шутовы с Масловым, по словам владельцев ценных бумаг, не делали. Выплату дивидендов по акциям они тоже считают необязательной. Да и, с другой стороны, о какой прибыли порта может вообще идти речь, если все виды деятельности, приносящие порту основной доход, как утверждают СМИ, были переданы ряду дочерних предприятий, находящихся под контролем Шутовых с Масловым. Вот таким образом деньги уходят из порта и оседают на счетах братьев. Порт в результате таких действий нищенствует.
Сейчас же Шутовыми рассматривается возможность строительства в порту Выборга нефтяного терминала совместно с Oiltanking GmbH. Объем строительства оценивается в $10 млн. Разумеется, что принятие на себя такого ответственного решения невозможно в одиночку, без общего собрания акционеров. Но не для братьев Шутовых. На большинство акционеров информация о том, что в порту будет построен нефтяной терминал, свалилась как снег на голову.
Один из них, контролирующий 23% акций порта, заявил: «Я, как акционер порта, недоволен положением дел. А привлечение инвестора – это определенные обязательства. И я не хочу при сегодняшнем положении дел в порту брать эти обязательства, так как надо понимать, что по ним придется отвечать». Но кроме нефтепродуктового терминала порт начинает и строительство складского комплекса. Под строительство партнер порта – компания «Совкомфлот» – уже вроде как выделила кредит – $350 тыс.
Вот так Шутовы и ведут дела – дают обязательства от лица всех акционеров, на самом деле единолично принимая все важнейшие решения. А в случае неудачи проиграют не только сами Шутовы, но и все те, кто решил вложить средства в порт.
Порт же тем временем приходит в упадок. Ситуация в порту сейчас сложная.
Существует ряд юридических сложностей, проблемы с управлением. Сложности отражаются и на коллективе, который чувствует нестабильность в деятельности порта. Так, например, за последние 5 лет сменилось уже 4 генеральных директора.
Генеральный директор Климова тоже, скорее всего, на этом посту долго не продержится. Ведь еще недавно она возглавляла выборгский филиал одной брокерской фирмы, скупавшей акции порта. Непонятно, каким образом эта молодая женщина может управлять портом. Ведь порт – это сложнейшее предприятие, и для эффективного управления им требуется немалый опыт. А какой опыт может быть у этой женщины? Это значит, что братьям-акционерам все равно, кого ставить на пост директора, лишь бы это был подконтрольный им человек. А эффективность управления тут играет одну из последних ролей.
Порт является одним из крупнейших предприятий Выборга, и все, что происходит в порту, неминуемо отражается на жизни города и жителей. Так, выведенные на сторону из порта финансовые потоки означают для Выборга, что он не получит налоговых поступлений. А строительство нефтяного терминала – отрицательно повлияет на экологию, ведь порт находится в самом центре города, и страшно даже представить, во что превратится жизнь горожан, если терминал все же будет построен. Выборг славится своей природой, а нефть, как известно, всегда губила все живое.
Вот как бы и не стал Выборг еще одним местом, непригодным для нормального проживания homo sapiens. Но Шутовым и Маслову проще – сами они в Выборге не живут.