И где полюс был – там тропики

Человечество настолько далеко ушло по пути научно-технического прогресса, что проблема пополнения энергетических ресурсов стала одним из главных вопросов нашего существования. Только ответив на него, мы сможем двигаться дальше. Пар дает ограниченное количество энергии. Сжигание полезных ископаемых не решает проблему в силу ограниченности их распространения и возможного истощения природных кладовых. От «мирного атома» мы уже пострадали едва ли не больше, чем от атома «немирного». А проблема остается, как остается и необходимость ее решения.
Попытку выйти из этого заколдованного круга предприняла группа молодых ученых, недавно закончивших Санкт-Петербургский технологический институт. В основе сделанного ими открытия лежит способность полярных газов скачкообразно охлаждаться при определенной конфигурации электрического поля, что приводит к выделению значительного количества энергии. Таким образом, при создании соответствующих установок можно будет решить сразу две проблемы.
Прежде всего, эффективное охлаждение позволит создать следующее поколение бытовых охладительных приборов. С их помощью мы получим новые возможности регулировать температуру внутри помещений и сможем отказаться от далеко не всегда справляющихся со своей работой кондиционеров. Такие приспособления, несомненно, найдут большой спрос в странах с жарким климатом, где проблема охлаждения воздуха в помещениях весьма насущна и на кондиционирование тратится много средств.
Далее, поскольку резкое охлаждение сопровождается параллельным выделением энергии, возникает закономерный вопрос: нельзя ли приспособить высвобождающуюся энергию для нужд человека? Все
условия для этого есть: дешевизна процесса, отсутствие загрязнения окружающей среды, независимость от ограниченных природных запасов. По сути, использование таких источников энергии может привести к перевороту внутри экономики.
К чему приведет десятикратное удешевление электроэнергии? Приблизительно в десять раз упадут цены на энергоносители. Постоянно лихорадящие общество нефтяные кризисы, подорожания бензина и, соответственно, практически всех видов транспорта если и не уйдут в прошлое, то не будут так отражаться на кошельке обывателей. Наконец сбудется то, о чем когда-то мечтал Дмитрий Иванович Менделеев: нефть можно будет не сжигать, а использовать для синтеза различных веществ.
Есть еще одно важное следствие значительного удешевления энергии: во много раз упадет стоимость энергоемких материалов и изделий из них. Получит новый импульс к развитию такая энергоемкая отрасль, как производство алюминия. То же самое произойдет и с производством одного из самых дорогих металлов – титана, металла будущего, необходимого для развития космической отрасли. Кроме того, удешевление энергии и расширение ее использования неминуемо и благотворно отразится на производстве стекла, а также энергоемких редкоземельных и щелочных металлов, часто использующихся в качестве добавок при получении керамики и диэлектриков. Вообще, станут шире применяться вещества, полученные электролитическим путем, и развитие электрохимии получит новый толчок.
Такая перспектива возникает при попытке прогнозировать последствия внедрения нового открытия, однако как все случится на самом деле, не знает никто. Дополнительные знания порождают дополнительные проблемы, однако это вовсе не повод отказываться от знаний. А вдруг неисправимая человеческая черта – искать панацеи – все-таки оправдана, и панацея действительно существует?