Блатной певец Михаил Круг и будущее православной культуры

– Отец Всеволод, следователь, в чьем производстве находится уголовное дело по факту убийства Михаила Круга, как-то заметил, что последний альбом певца был написан на чужие тексты. Известно, что незадолго до свой гибели Михаил стал приближаться к Церкви. Жертвовал деньги на строительство храмов. Интересно, какую эволюцию могло претерпеть его творчество, не уйди он так рано?
– Действительно, Михаил Круг поставил перед нами новую загадку. Почему так часто бывает, что когда певец – властитель дум народных – приближается к вере или делает в ней первые шаги, его убивают или он скоропостижно умирает? Возьмите из последнего времени Высоцкого, Цоя, Башлачева, Талькова. Скажем, Тальков начал делать первые шаги: он исповедывался и причащался в православном храме (юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, я говорю здесь это не в укор Московской Патриархии, а просто как факт), и скоро последовало возмездие... Силы зла не потерпели. Я имею в виду не буквальную, а духовную сторону вопроса. Кстати, отпевали Талькова также в Русской Зарубежной Церкви, так как он был близок по своему мировоззрению именно к ней. Конечно, после того как все перечисленные выше певцы начинали приближаться к вере, у них бывали отклонения и тяжелые падения, но пусть кинет в них камень тот, кто сам без греха.
Что же касается Круга, то, действительно, мне сообщали, что он собирался выступить с песенным альбомом на мои стихи. Причем лично мы с ним знакомы не были, но мои стихи хорошо известны в России. Однако этот альбом выйти не успел. Зато в 2001 году Михаил Круг выпустил одинаковые диск и кассету под названием «Духовные песни». Сам он выступил как продюсер, а исполнил песни иерей Геннадий Ульянич. Музыка – Балашовой. Интересно, что Михаил Круг лично работал над оформлением диска и кассеты, были использованы сделанные им фотографии русской природы. В новый аудиосборник под продюсерством Круга «Духовные песни» вошли четыре песни на мои стихи (это фактически половина сборника), в частности: «Вечеря странная», «Псалом пустынника», «Песнь калики перехожего», «Кончина». Обратите внимание на название последней песни и связь с судьбой самого Михаила.
– Получили ли вы какие-либо отклики после выхода диска под продюсерством Михаила Круга на ваши стихи?
– Да, и положительные, и отрицательные. Последние сводились к тому, как это я, инок, в блатной компании оказался? На это я возражал, что очень рад тому, что Михаил Круг сделал такой диск. Верю, что это был Промысел Божий о нем, и прекрасно, что перед смертью он успел сделать что-то во славу Божию. А ведь сказано Господом: «В чем застану, в том и судить буду». Но были и положительные отклики, вот один из них: « Что касается Круга, то он, слава Богу, успел в своей жизни сделать какой-то очень важный для своей вечной Жизни поступок. И какой бы Круг ни был жиган-хулиган... тех людей, которых мы презираем, отвергаем, не любим – Бог любит не меньше, чем каждого из нас». Справедливые слова!
– Планируете ли вы что-либо подобное в будущем?
– В настоящее время с музыкантами из Петербурга мы готовим диск на мои стихи. Идея такая: сделать в музыке нечто о духовном, но на понятном современному человеку, и особенно – молодому, языке. Причем это не должно быть навязчиво, и слушатель должен сам сделать выводы. А по стилю это будет не бардовская песня, а скорее что-то среднее между Цоем и Борисом Гребенщиковым.
– Не боитесь нападок на вас за со стороны церковных кругов?
– Все, что я делаю, я стараюсь делать с чистой совестью и исключительно во славу Божью. И только по благословению. Но нападки, возможно, будут. Однако у меня уже есть что возразить. Дело в том, что еще святые отцы золотого века церковной письменности (это четвертый век от Рождества Христова) использовали в проповеди о Православии язык современной им языческой культуры. Идя таким путем, они значительно преуспели. Мы можем и должны говорить с современными людьми на их языке, но при этом, разумеется, не принижать Православия. Или возьмите переписку Александра Пушкина со святителем Филаретом (Дроздовым). Ведь владыка Филарет не стал обращаться к поэту на церковно-славянском языке, а обратился со стихотворением вполне в современном для того времени стиле. И такое обращение нашло положительный отклик в душе поэта. Кроме того, я вообще не могу представить себе будущее Православия в России, если в самое ближайшее время не сформируется современная православная культура: кино, музыка, поэзия, живопись, архитектура. Это нужно как воздух, потому что современные люди не могут, к сожалению, сразу читать святых отцов, им нужны связующие мосты. Православие же – это такой глубокий и благодатный источник, что из него можно черпать и черпать и наполнять им самые разные формы. Единственное условие: дух и вероучения Православия должны оставаться ничем и никак не замутненными и неизменными.