Криминальный автобизнес

<z>Угон угону – рознь</z>
Есть разные виды угонов автомобилей. Самый простой – это «детский». Его практикуют в основном или дилетанты, или подростки. Суть в том, что машину крадут на короткое время, чтобы на ней покататься, а потом бросить. Но часто автомобиль угоняют, чтобы на нем совершить преступление, а потом бросить. Такие угнанные машины почти всегда находят.
Здесь, по словам сотрудников уголовного розыска, очень сложен процесс доказательства преступления. Одно и то же деяние попадает под две статьи Уголовного кодекса. С одной стороны, его можно квалифицировать как «угон транспортного средства без цели хищения» (когда преступник объясняет, что он взял машину просто покататься). В другом случае это может трактоваться как «кража транспортного средства». «Мы не первый год добиваемся решения проблемы с законодательной базой. Нужно, чтобы эти две статьи были объединены в одну, это сразу облегчило бы нашу работу по данному виду преступлений. Но пока органы власти не хотят нас слышать», – рассказывает Михаил Винокуров.
Сложнее уберечь машину, когда за ее угон берутся профессионалы.
Угоном элитных машин занимаются в основном серьезные преступные группы, у которых распланировано все, начиная с момента совершения преступления: отстой автотранспорта, изменение номеров агрегатов, изготовление поддельных документов, легализация через ГИБДД. Такие угонщики обеспечены самой современной техникой для угона: сканерами, которые позволяют снимать сигнализацию, «свертками», которые позволяют ломать замки дверей и зажигания.
Такие группировки специализируются по нескольким позициям: машины отечественного производства и иномарки, районы города. Как правило, воруют машины для продажи в другие регионы. Особым спросом у «элитных» пользуются ВАЗ-2110, «Тойота Лэнд Крузер», «Мерседесы», «Ауди» выпуска до 1997 года.
Каждый угон дорогой иномарки, а тем более под заказ – определенного цвета, модели и года выпуска, готовится тщательно и долго. Угнанную машину несколько дней держат в специальном гараже-«отстойнике». И одновременно готовят документы и автомобиль для перепродажи.
В последнее время в уголовный розыск было много обращений из стран Прибалтики, Швеции, Финляндии по поводу угонов на их территории. Это тоже одна из отработанных методик – машины угоняют в другой регион, легализуют и пригоняют обратно в Питер для продажи.
<z>Взломать – не проблема</z>
По мнению оперативников уголовного розыска, в Санкт-Петербурге наиболее привлекают преступников Калининский, Выборгский и Приморский районы, а по кражам иномарок лидирует Московский. Совершаются преступления с 17 до 20 часов и с полуночи до 6 утра.
Большая часть угонов приходится на новые, только что купленные машины. Преступники часто входят в сговор с продавцами автомагазинов и работниками ГИБДД. Ведь при оформлении покупки, счета-справки, техпаспорта и номеров покупатель оставляет все свои данные, порой вплоть до адреса стоянки, где будет находиться автомобиль. Зафиксированы случаи, когда преступники входили в сговор с сотрудниками автосервиса, которые делали слепки с ключей дорогих иномарок и рассказывали, как снять дорогостоящую сигнализацию. В результате автоворы уже приходили «на дело» с готовыми ключами. Опытные преступники, используя специально согнутую стальную проволочку, вскрывают отечественную машину за несколько секунд.
Автолюбители заблуждаются, когда думают, что чем дороже сигнализация, тем она лучше. При этом последние разработки стоят до 600–700 долларов. Но одна система для профессионала-взломщика – не проблема. Наличие работающей радиосигнализации легко засекается портативным локатором. Преступникам достаточно остановиться в нескольких метрах от машины и при помощи специального радиолокатора со сканером запеленговать волну в момент включения хозяином машины противоугонной системы. Далее сигнализацию отключают, и одновременно автоматически открываются дверные замки. Если на руле стоит «костыль», то он перекусывается специальными кусачками, то же самое преступники проделывают с заблокированными педалями. Заводская блокировка руля и зажигания представляет проблему только для хозяина машины, если он потерял ключи, но никоим образом не спасает от угона. Если дернуть руль сильно вниз, то фиксатор ломается. Замок зажигания, как правило, заменяется другим, специально приготовленным.
Именно поэтому специалисты советуют ставить две-три системы защиты с разными принципами действия и обязательным тайным автономным питанием.
<z>Разбой на дороге</z>
Всеми вышеперечисленными премудростями угонов занимаются высококвалифицированные преступники. Но нередко происходят и разбойные нападения на владельцев, в основном дорогостоящих машин. Как рассказывают оперативники уголовного розыска: «Преступники использую свои каналы в ГИБДД, выясняют, кому принадлежит машина, затем начинают высчитывать путь движения владельца, в какие клубы и бассейны ездит и т.д. И после этого совершают разбой». Нападают либо у дома, либо в подъезде – забирают ключи и документы.
Могут «подрезать» машину на дороге, и пока идут разборки, машину угоняют. Были случаи, когда человек выгонял из гаража автомобиль, и пока тот прогревался – ходил вокруг. Тем временем преступники вскакивали в машину и угоняли прямо из-под носа. Но, по словам оперативников, преступники все-таки чаще стараются украсть автомобиль, так как разбойное нападение – более тяжкий вид преступления.
<z>Реализаторы</z>
Прежде всего перебиваются номера двигателя, кузова, шасси. Этим занимаются специалисты, имеющие необходимые инструменты и клише-маркеры, которыми выбивают номера на автомобильных заводах. Теперь достать такой инструмент несложно. Его изготовляют или самоучки-любители, или профессионалы, выходцы из военно-промышленного комплекса. Если человек имеет золотые руки, то изменить номера агрегатов похищенной автомашины не представляет труда. Такие специалисты есть по всей стране. В Петербурге и Ленинградской области, по данным уголовного розыска, их около 10.
Преступники к этому вопросу подходят настолько тщательно, что экспертиза не всегда может определить, перебиты ли номера, и определить первоначальные.
Одновременно под новые номера изготавливают необходимые документы.
По словам Михаила Винокурова, полиграфическая база угонщиков изменилась в лучшую сторону: преступники используют химические реактивы, с помощью которых удаляются одни и вносятся другие данные в реальные документы. Участились и случаи появления «машин-двойников». Законопослушный гражданин ездит на официально приобретенной машине и не подозревает, что с таким же номером, такой же марки и цвета по городу ездят еще, например, 5 машин. В свое время в 8-м отделе угрозыска были раскрыты случаи, когда в городе было в розыске по 14 «Мерседесов» с одним идентификационным номером.
<z>Хлам за дозу</z>
Этим направлением в криминальном автобизнесе занимаются в основном наркоманы. Их цель – продажа на запчасти. Максимальная выручка – 100–200 долларов, на пару доз героина. Но и здесь иногда крадут под заказ. По большей части – если кто-то попадает в аварию и нужны детали определенной марки и цвета.
Но есть еще одна проблема, связанная с частными разборками. По словам Михаила Винокурова: «Торговый ларек открыть сложнее, чем мастерскую по разборке транспортных средств. Мы пытаемся решить вопрос с администрациями города и области, чтобы лицензировать и упорядочить деятельность этих частных предприятий, так как в основном существенный материальный и моральный ущерб наносится пенсионерам и малоимущим гражданам. Но «воз и ныне там».
Преступники не стоят на месте. В последнее время к заботам угрозыска добавилось еще одно актуальное направление – кража специальной строительной техники. За несколько месяцев этого года было украдено 6 автокранов большой грузоподъемности.