Фестиваль вопросов

Анархия – мать порядка
Когда абсурд доходит до критической точки, то он выливается в безудержную иронию и смех. Именно такое приятное ощущение часто возникало на этом фестивале. Необычайно привлекательно то, что спектакли, как правило, не рассчитаны на большие сцены или стадионы. Именно камерная аудитория – примета «другого» театра. Это потрясающе для установления контакта и понимания, но плохо для кассовых сборов.
К примеру, итальянцы в спектакле «Мятежники из Ветхого Завета» вообще экспериментируют с пространством: в течение двух часов зрители перемещались в разные помещения театра, переходя из одной картины в другую. На мой вкус, немного тяжеловато, но необычно, к тому же канонический текст иногда сложно принять в их оригинальном прочтении.
«Эдип-царь» – спектакль мастерской Театра на Литейном (режиссер Андрей Прикотенко). Премьера состоялась в марте этого года. Спектакль позиционировали как старейшую и одновременно современнейшую трагедию. Все так же решаются вопросы влияния рока на жизнь человека и можно ли быть Богом? Несмотря на то, что серьезные люди отзываются о спектакле, пожимая плечами, мне он показался вполне достойным. Единственным в своем роде я бы его не назвала (все в этом мире уже где-то было), но тут умело объединены красота и талант главной героини, стильные декорации и одежды, оригинальные временные переходы и ассоциации.
Кстати говоря, именно этому спектаклю прочат возможный «Золотой софит». Тут же к слову можно упомянуть о другом номинанте: театре «Потудань» с кукольно-петрушечным представлением «Невский проспект» по Гоголю.
Спектакль настолько един по содержанию и трогателен в своей кукольной форме – Гоголь в куклах, Гоголь в руках, Петербург в зарисовках и мимике. Удивительно, как органичны куклы, а множество сценических находок заставляет застыть и воздать должное таланту художников и постановщиков.
Если для гостей были, несомненно, интересны эксперименты наших мастерских, то питерцам было любопытно, чем порадует Первопрестольная.
Эксперименты по Чехову
и Шекспиру
Московский ТЮЗ привез «Даму с собачкой» (режиссер Кама Гинкас). Настолько неожиданно прочитанный Чехов, хотя от текста не отступили ни на йоту. Худенькая престарелая дама со мной по соседству все взмахивала ручками и стонала – это не Чехов, ах, это не Чехов! Пьеса построена на монологах и на общении со зрителем. Кажется, что вот-вот ты войдешь в актерский состав... Кто бы знал, что достаточно сделать в предложении паузу в непорядочном месте и... сбрасываются одежды жеманства и снобизма. Смеяться можно до одури и видеть новую трактовку все такого же классического Чехова.
Спектакль «Отелло!?» поставил украинский режиссер с актерами румынского театра «Radu stanka». А не много ли вопросов в этих кулисах? – захотелось мне задать очередной вопрос. Сам режиссер Андрей Жолдак ответил, что в данном случае это решение продюсеров, которые таким образом стремились привлечь внимание и неожиданно позиционировать постановку. Вызывающий и шокирующий своими работами Жолдак, его называют возмутителем спокойствия, оказался вполне милым толстеньким человеком, намертво отстаивающим свои принципы.
Что касается спектакля, то, честно говорю, сбежала после первых двадцати минут, и не потому что «злые языки» нашептали, а вдруг начало рябить в глазах. И пусть обвиняют в непонимании истинного искусства. Однако мне показалось, что в спектакле нет стержня, а чтобы это понять, хватает и двадцати минут. Как выяснилось потом на пресс-конференции, с самого начала спектакля не работал мини-диск с фонограммой, что во многом и подпортило спектакль. По задумке режиссера, первое действие было поставлено именно на сочетании определенных музыкальных кусков и пластики, плюс очень мало текстовки, которая вписывается в эту канву. Поэтому актерам и звукорежиссеру зачастую приходилось импровизировать.
Как всегда Питер посетили соседи по Балтийскому дому: Эймунтас Някрошус, известнейший поляк Гжегож Яжина. Многие, правда, отмечают, что его постановки зачастую превращаются в спектакли для себя самих. Когда актер играет ради игры. Однако Яжина нынче в моде. Представляли свои работы Открытый театр и Национальный театр из Норвегии, мюнхенский театр Kammerspile. «До-театр», к сожалению, меня не тронул, несмотря на все их заслуги и оригинальность передачи информации.

Получается, что знак вопроса в теме организаторами был поставлен не случайно. Многие, кажется, всерьез хотели понять: быть «другому» театру или нет. Экспериментальное искусство, китч, выражение эмоций через пластику, сложные кодировки образов, вольная интерпретация канонических текстов, зачастую минимум сценографии или неожиданно собирающиеся конструкции – все это «другой» театр. Странно, что о факте самого его существования говорится полемично... Поиски новых форм идут очень давно и вполне удачно воплощаются. В самодостаточности мастерам не откажешь, и каждый для себя уже все решил. Скорее, пора делать работу над ошибками, а не решать, что это такое.