Затопленные миллионы

<z>Бочки долой, господа!</z>
Морской порт Санкт-Петербурга, согласно всяческим официальным заявлениям, неуклонно развивается. Его грузооборот растет на 10–15% ежегодно. В порт заходит все больше судов, среди которых и пассажирские лайнеры-гиганты, и нефтяные танкеры. Но всем известно, что Финский залив – сплошное мелководье, а посему суда проходят к причалам только по специально вырытому на дне каналу глубиной 11 метров. Все как на городских улицах – одна дорога и куча машин. Есть, правда, одно отличие: если навернется пусть даже самый гигантский грузовик, ущерб от этого будет несоизмеримо меньшим по сравнению с аварией на самом завалящем танкере. Поэтому, стремясь минимизировать риски возникновения аварийных ситуаций, федеральная власть и наша родная питерская еще в 1999 году постановили убрать все танкеры-накопители с внутренних рейдов. Для непосвященных стоит пояснить, что, как правило, танкер-накопитель – это стареющее судно, которое используют в качестве большой бочки для хранения нефти. В общем, эти практически нетранспортабельные бочки решили убрать от греха подальше – на внешние рейды. А для этого там решили создать специальные глубоководные перегрузочные комплексы, в частности на большом Кронштадтском рейде, а также на якорной стоянке (5А) в Кронштадтской крепостной зоне. Сказано – сделано, что впрочем, удивительно. Дружное спасибо за это Морской администрации порта.
<z>Нормальные герои всегда идут в обход</z>
Во всяком деле главное – вовремя остановиться. Но не тут-то было. С приходом в порт господина Баталина, словно не в силах унять производственный энтузиазм, в порту начинают копать яму для очередного комплекса, но уже в непосредственной близи от морского канала, почти что на внутреннем рейде. То есть роют под носом у жителей города, да еще, как утверждает изучивший сей вопрос депутат Госдумы Ждакаев, в нарушение постановлений «партии и правительства» о безопасности. А это совсем уже не комильфо. Ведь народ побузит и успокоится, а там наверху могут и к стенке поставить. И если уж не расстрелять, то причинить массу других неудобств.
Однако ж яму копали бесстрашно, и причем с таким усердием, что у портовых служащих дух захватывало. Зимой по этому случаю даже ледоколы подключили – виданое ли дело.
На согласование проектной документации ушло рекордно малое время – такое впечатление, что загодя состоялся показательный расстрел сотни-другой бюрократов для устрашения оставшихся крючкотворов – короче, всю документацию быстренько подписывали, проштамповывали и радостно отправляли обратно господину Баталину – мол, действуй, товарищ!
К примеру, генеральная дирекция госзаказчика изучила и согласовала проект строительства комплекса стоимостью 3 млн. долларов всего за пять дней! Фантастическая работоспособность, ночами, наверное, не спали, напористо углубившись в бумаги. Можно было бы прошептать от восторга: «Ведь могут, когда хотят!» – только вот по утверждению сотрудников правоохранительных органов и, кстати, депутата Ждакаева – неувязок в тех документиках много. К тому же перед этим пятидневным подвигом чиновников сам проект – а если откровенно, всего-навсего рабочую документацию, изготовленную ЗАО «ГТ Морстрой» по заказу морской администрации порта – напрочь зарубило не какое-нибудь замшелое экспертное управление, а Министерство обороны. Складывается впечатление, что дирекция госзаказчика согласовала сомнительный проект за столь короткий срок, не вдаваясь в детали строительства. И сделала она это исключительно из-за уважения и доверия к господину Баталину.
<z>Не рой яму другому, рой ее для себя</z>
К слову, копать пресловутую яму стали задолго до согласования бумаг, что, конечно, заставляет всерьез призадуматься о качестве работ по строительству комплекса. Интересно, господин Баталин столь же непоследователен, даже когда в туалет ходит: сначала воду спустит, а потом… Впрочем, за подобные догадки просим прощения у нашего героя. Вернемся лучше к дноуглубительным работам. По некоторым оценкам, в ходе этих самых работ стоимость ямы увеличилась с 3 до 9 млн. долларов. Удивительно то, что, согласно правительственным постановлениям, деньги на строительство таких комплексов должны были тратить из своего кармана заинтересованные частные компании, торгующие нефтью. А МАП умудрилась запросто выкачать 9 млн. долларов из государственного бюджета. Так что заинтересованные компании, не потратив и копейки, пришли на все готовенькое – богатеть на торговле черным золотом. Сегодня эту яму или комплекс – как кому удобнее – вовсю использует для отстоя танкеров-накопителей 4-я стивидорная компания. В порту, который полнится слухами, не хуже чем женская общага, злые языки поговаривают, что господину Баталину за проделанную работу причиталось 2 миллиона долларов. Правдоподобно, ничего не скажешь. Лучше положить два миллиона в мошну чиновнику, чем тратить девять миллионов на строительство. Однако все это досужие домыслы. В свою очередь, сотрудники правоохранительных органов утверждают, что яма эта досталась 4-й стивидорной компании по закрытому тендеру. А в настоящее время установлен факт того, что компания использует яму без соответствующей лицензии на водопользование, в связи с чем налоговой полицией возбуждено уголовное дело по статье 171 (незаконное предпринимательство). И господин Баталин фигурирует в деле в качестве подозреваемого.
Как известно, 4-я стивидорная компания входит в холдинг ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», возглавляемый известнейшим за пределами порта Игорем Русу. Без него, говорят, директор 4-й стивидорной шагу ступить не может. Впрочем, разбираться в хитросплетениях дружеских уз в питерском порту – дело неблагодарное. Черт ногу сломит. А если не черт, так и без него желающие найдутся. Однако даже самый непросвещенный докер знает, что после господина Трабера, по некоторым данным, контролировавшего порт в дружбе с тамбовским преступным сообществом, а позднее благополучно ретировавшимся за границу, на это доходное место позарилась КПРФ. Под единогласное одобрение министра транспорта Франка и его зама господина Рукши председателем совета Ассоциации морских портов был назначен коммунист Южилин, причем, говорят, с подачи Минтраса. Если это так, то не составляет труда понять, почему любое начинание начальника МАП так горячо поддерживается руководством Минтранса и другими высокими кругами. Повезло, видать, Игорю Русу, что портом командует человек с такими широкими связями.
<z>Безопасность под медным тазом</z>
Специалисты рвут на себе волосы, когда представляют, что можно было сделать на эти 9 миллионов. К примеру, на эти деньги можно прорыть второй фарватер для судов класса «река-море», тем самым существенно разрядив судопоток по главному морскому каналу. Именно это, согласно правительственным постановлениям о безопасности мореплавания, и предполагалось осуществить.
Вместо этого яма, выкопанная в боку морского канала, служит отстойником для танкеров-накопителей. Причем необходимость ее крайне сомнительна, поскольку на внешних рейдах уже существуют подобные места – правда, работает там не 4-я стивидорная компания.
По утверждениям специалистов, злополучная яма сделала движение по морскому каналу небезопасным из-за разницы глубин и прочих неблагоприятных условий, малопонятных простым смертным. Главное то, что суда, проходящие мимо, испытывают гидродинамическое воздействие. Журналисты так вообще слышат мат из капитанских рубок – во всяком случае, пишут об этом. Говорят, из-за того, что эта яма открыта всем ветрам, недавно сорвало с места груженый танкер, который благополучно сел на мель, благо остался целым.
Недавно же в злополучной яме стоял печально знаменитый танкер-накопитель «Престиж», который с 70 тысячами тонн мазута на борту затонул при «перегоне» в Испанию. Теперь пол-Испании плещется в мазуте, причем загажены те районы, которые снабжали страну морепродуктами.
А если бы дряхлая посудина изволила развалиться прямо здесь? Тогда президент, резиденцию которого переносят в Константиновский дворец (расположенный всего в нескольких милях от этой ямы), еще бы долго любовался мертвыми утками и дохлой рыбешкой, выбрасываемой почерневшей волной на пустынный берег.
Мало кто знает, что «Престиж» в питерском порту не посчитали нужным подвергнуть техпроверке. По сведениям из компетентных источников, испанское правительство может вкатить России немаленький иск за недосмотр.
Ох, и трудно придется тогда хозяину порта…