Депутаты стали пожизненными

В частности, Смольному амбиции его групп поддержки стоили 11-го округа, где, имея в Мариинском дворце твердого яковлевца Валерия Селиванова, часть губернаторской «семьи», неизвестно с какого перепугу, решила поддержать тихвинского бизнесмена Шмулевича. В итоге провалились и Селиванов, и Шмулевич. Аналогично развивались события и в 9-м округе, где на место уже который год безуспешно ожидающего суда Юрия Шутова претендовали сразу два ставленника Смольного от блоков фармацевтического магната Дениса Волчека и экс-«яблочницы» Оксаны Дмитриевой. Так, не расцепляя братских объятий, оба на дно и пошли.
Не менее рьяно мочили друг друга и члены антияковлевской коалиции. Широко разрекламированный общий список СПС, «Яблока», «Единой России» и «Воли Петербурга» на практике обернулся откровенным фуфлом. Почти в полутора десятках округов кандидаты от якобы слившихся в предвыборном экстазе партий бились до последнего, на радость врагу. Самым поразительным округом тут оказался 18-й Колпинский, где «единоросс» Саид Салаев уступил зюгановцу Олегу Корякину всего-навсего две сотни голосов. Снимись в пользу Салаева другой представитель «Единой России», Борис Борнелинер, или «яблочница» Елена Шувалова, и он проходил бы стопроцентно. Но, вопреки ожиданиям, этого не произошло, а штаб «Союза четырех» в последний момент заявил, что не поддерживает в округе вообще никого. Казалось, демократическое начальство то ли попросту решило подарить округ первому секретарю горкома КПРФ, то ли получило от него взамен компенсацию в твердой валюте.
Очевидно, нечто аналогичное случилось и в 4-м округе, где эспээсовскому кандидату Леониду Романкову в решающий момент попросту перекрыли финансирование. В итоге несчастный вышел на финишную прямую с пустыми карманами и был благополучно съеден бывшим соратником Собчака, а ныне лучшим другом коммунистов ректором Военмеха Юрием Савельевым. Что же касается округа №13, то там действующий депутат от «Воли Петербурга» Павел Солтан откровенно наплевал на призыв товарищей по партии, не снялся в пользу единой демократической кандидатки Евгении Шатериной и в итоге успешно сохранил за собой насиженное место.
Разброд в демократическом лагере немало усилился благодаря более чем странной позиции президентского полпреда Виктора Черкесова. Среди выступавших от имени созданной под его крылышком системы общественных приемных «Диалог», помимо дюжины анияковлевских депутатов и представителей «Единой России», оказалось трое мариинских парламентариев из губернаторского списка, пара кандидатов от коммунистов и группа граждан непонятной ориентации. Многие избиратели изрядно запутались, а тут еще и коварный президент помочь не захотел. Как ни просила его Хакамада вписаться за своих – даже пальцем не пошевелил.
В свою очередь, и Яковлев совершенно неожиданно получил в ходе кампании несколько весьма болезненных ударов в спину. Неожиданно выяснилось, что в ряде округов Невского и Красногвардейского районов многие чиновники районных администраций работают не на смольнинских кандидатов, а наоборот, на их конкурентов. Аналогично действовали и некоторые близкие к губернатору высокооплачиваемые пиарщики. Например, в 29-м округе, закупив, по имеющимся данным, достаточно убойный компромат на поддержанного «Союзом четырех» экс-начальника ГУВД Аркадия Крамарева, они попросту отказались пустить его в ход. После чего Аркадий Григорьевич пошел на третий срок чистым, аки майская роза.
В итоге проиграли, по большому счету, все. Губернатор, пропихнув вместо ожидаемых двух третей едва половину своих депутатов, теперь может рассчитывать на третий срок только в случае особой милости Кремля. «Яблоки», едва проведя четверых вместо восьми на прошлых выборах, как никогда близки к клинической смерти. У СПС еле-еле прорвались те же четверо, однако тусующийся с антиглобалистами Алексей Ковалев и большой друг Рижского ОМОНа Сергей Гуляев похожи на правоверных чубайсовцев не более, чем сам глава РАО ЕЭС на истинного арийца.
По коммунистическому списку формально прошло целых семь депутатов, но собственно в КПРФ из них состоят всего двое, да и те относятся к конкурирующим фракциям. Прочая же публика сугубо беспартийная и в основном, мягко говоря, не отягощенная принципами. Кого в ближайшем будущем поддержит тот же Савельев? С кем окажется бывший сподвижник Яковлева, потом болдыревец, а ныне правоверный селезневец, экс-председатель городского комитета по здравоохранению Александр Редько? Думаю, сейчас они и сами этого толком не знают.
Ну а в самом большом пролете оказалась, конечно, партия власти. Те же чубайсоиды, яблисты и зюганозавры все же сумели провести нескольких сопартийцев, ранее не имевших счастья заседать в Мариинском, то есть проявили хотя бы ограниченную дееспособность. У «единороссов» же оказалось все с точностью до наоборот. Из шестерых членов их фракции с трудом прошло четверо, а прочие кандидаты пролетели все до единого. Стало окончательно ясно, что ничем, кроме бессильного придатка Кремля, вся эта компания никогда не являлась.
Реальным же победителем стал депутатский корпус прошлого созыва в целом. Из 48 народных избранников, решивших отмотать еще один срок, прошло 38, то есть 80% процентов! Феноменальный результат мариинским сидельцам гарантирован бредовым законом о выборах. Один тур плюс возможность неограниченного подкупа избирателей с помощью пресловутого депутатского фонда не гарантировал переизбрание разве что особенно невезучим либо совсем уж закоренелым бездельникам. Еще выборы-другие, и депутатские кресла у нас можно будет не только закреплять за владельцами пожизненно, но и передавать по наследству, как в британской палате лордов. Правда, наши сэры и пэры на британских аристократов явно не тянут, но это дело наживное. Пока же можно последовать совету известного московского политолога Михаила Малютина и поименовать высокое собрание Палатой Мордов. Тем более что многие там, продаваясь то президенту, то губернатору, то каким-нибудь местечковым олигархам, до того округлились, что уже в телевизор целиком не помещаются.