Распродажа Ленобласти

<z>Польза и вред внешнего управления</z>
При желании процедуре банкротства можно подвергнуть любую фирму и привести управляющего даже на благополучное предприятие. Такие случаи были.
Другой вопрос – умышленное банкротство. Слишком порой велик соблазн избавиться от долгов, объявив предприятие неплатежеспособным. Крупнейшим кредитором в таких случаях, как правило, оказывается близкая владельцам компании структура. Арбитражный суд назначает управляющего, чтобы тот правильно и результативно провел процедуры, предусмотренные законодательством о банкротстве. Его кандидатуру предлагают кредиторы или сам должник.
В идеале арбитражный управляющий – руководитель попавшего под банкротство предприятия, которого наняли кредиторы, чтобы он помог им законным путем вернуть долги. Однако на практике и процедура банкротства, и непосредственно управляющий часто используются для передела собственности.
Нынешняя редакция закона о банкротстве такова, что арбитражные управляющие на период ведения процедур банкротства получают предприятие под свой практически ничем не ограниченный контроль. И это причина многочисленных злоупотреблений с их стороны. Также здесь сказываются недостатки судебной системы и процессуального законодательства, в силу которых достаточно велика вероятность коррумпированности судей.
Большая проблема и несовершенство рынка услуг арбитражных управляющих. Главную роль в его формировании играет государство, которое ограничивает количество фигурантов и контролирует их квалификацию с помощью механизма лицензирования. Но в законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» ничего не сказано об арбитражном управлении. Получается, что арбитражным управляющим может стать кто угодно. А это значит, что невозможно определить, насколько человек удовлетворяет соответствующим требованиям, чтобы занимать эту должность.
<z>«Спутник»</z>
Совхоз «Спутник» во Всеволожском районе в советское время был самым крупным свинооткормочным комплексом Ленинградской области. Его строительство должно было вестись в две очереди. Первая на 108 тысяч голов свиней была запущена в начале 80-х годов. Работала она более 10 лет. К этому времени должны были провести модернизацию комплекса и построить вторую очередь тоже на 108 тысяч голов. Планировалось, что комплекс ежегодно будет откармливать 216 тысяч свиней и получать 32 тысячи тонн мяса, тем самым удовлетворив потребности трети населения города. (Для справки: Ленобласть поставляет в город 250 тысяч тонн мяса в год. Из них 80 – свинина.)
С 1992 года комплекс должен был заработать на полную мощность. Но... грянула перестройка. И вторая очередь осталась недостроенной, причем все инженерные сооружения были готовы: железная дорога для разгрузки комбикормов подведена, построены электроподстанция и котельная.
В страну хлынул поток дешевого импортного мяса из европейских стран, а цена его была даже ниже себестоимости продукта, производимого в Ленинградской области. Руководство совхоза, не зная еще, как обращаться с рыночной экономикой, стало вырезать поголовье. И в итоге уничтожили его полностью. Совхоз стал терпеть убытки, людей увольнять, из 1000 человек на предприятии осталось 35. Те, кто остался, пытались как-то выжить. Хозяйство имеет более 2000 гектаров сельскохозяйственных угодий, и люди стали выращивать капусту и картофель.
Руководство совхоза, после того как вырезали поголовье свиней, стало продавать все ценное. У предприятия начали копиться долги. В 1999 году в совхозе было введено внешнее управление. По решению Арбитражного суда на предприятие был назначен Сергей Черняев, в прошлом военнослужащий, закончивший курсы внешних управляющих. Вот что говорит про него вице-губернатор Ленинградской области Юрий Голохвастов: «Пусть он будет даже самым умным и грамотным, но нет средств, и сделать он ничего не может».
Очень удобная позиция у внешнего управляющего. Тогда встает вопрос: зачем он нужен? По словам вице-губернатора, его задача – не дать растащить комплекс до конца. Сейчас 21 человек охраняют этот комплекс, чтобы бомжи не растащили все мало-мальски ценное. По словам Юрия Голохвастова, «Спутнику» повезло, что там не украли все до конца, и поэтому еще есть надежда на его восстановление, а если бы у области были свободные деньги, то и проблем не было.
В Ленинградской области таких комплексов несколько, но ситуация на них совсем плачевная. Это животноводческие предприятия «Новый свет» и «Волна». Но есть и положительный пример: 3 года стояла «Северная птицефабрика», пока не появился инвестор. Сейчас фабрика производит 26 тысяч тонн мяса вместо запланированных 15 тысяч, а уже в этом году планируется произвести 28 тысяч тонн.
У совхоза «Спутник» есть план выхода из кризиса, составленный внешним управляющим. Но он стандартный, видимо, так учили на курсах. В итоге Черняев за два года не сделал ничего, кроме увеличения долгов с 8 миллионов рублей до 20 миллионов, включая штрафы и пени. А кредиторы не в состоянии освоить даже одну производственную линию, для производства которой необходимо 5 миллионов долларов. Главное, что необходимо для совхоза, – это хорошие инвесторы. Их было много, но все, посчитав объем капиталовложений, отказались. А тем временем кредиторы – фирмы «Басбизнес» и «Леспром» тоже предъявляют претензии. Их можно понять: в свое время они вложили деньги и хотят получить их обратно.
Инвестор вместе с кредиторами должен найти компромиссное решение, как погасить эти долги. А инвесторы предлагают только погасить первоначальный долг – 8 миллионов, а штрафы и пени – это проблемы кредиторов.
Пока же правительство Ленинградской области «воюет» и с кредиторами, и с инвесторами. В принципе инвестор нашелся – некая американская фирма «Краун Инвестментс ЛПС», которая хочет использовать комплекс по назначению и заниматься производством мяса. Она даже построила во Всеволожском районе большие холодильники, для будущего бизнеса. В прошлом эта фирма была конкурентом «Спутника» – она поставляла мясо из-за рубежа. Так уж получилось, что бывшие конкуренты стали последней надеждой.
Если кредиторам и инвесторам удастся договориться мирным путем, то Ленобласть готова поставить поголовье из других хозяйств области для этого комплекса. Инвестор будет вкладывать деньги только тогда, когда будет знать, что это его собственность.
В настоящий момент владельцем 100% пакета акций является КУГИ Ленинградской области. Инвесторы же хотят приобрести этот пакет полностью.
Правительство Ленобласти не возражает, главное, по мнению вице-губернатора Юрия Голохвастова, чтобы они использовали комплекс по назначению, создали рабочие места, чтобы люди снова могли получать заработную плату, а госсобственность…что ж поделаешь, придется пожертвовать.
Но самое ужасное: если инвесторы и кредиторы не договорятся, то будет введено конкурсное управление, а это значит, что продавать будут то, что еще можно реализовать, и в итоге совсем загубят комплекс. Кто-то может просто купить помещение для других целей.