Страдания юного хоббита

<z>Яволь, фройляйн Галадриэль!</z>
Конечно, экранизация не должна полностью повторять первоисточник, но когда персонажи выглядят с точностью до наоборот, это уже явный перебор, в корне меняющий восприятие. Так крупных орков, работающих на коварного мага Сарумана, Джексон явно содрал со своих земляков, людоедов-маори, снабдив для пущего сходства раскрашенными в цвета хозяина рожами. Получив в придачу нелепые крючковатые мечи и врожденное косноязычие, сарумановские гвардейцы стали выглядеть тупыми грязными чучелами, побеждать которых одно удовольствие. Притом что в оригинале это вполне сообразительные бравые ребята, хорошо вооруженные и одетые строго по форме. Даже крутого витязя Боромира они, по книге, мочат ценой всего четверых своих, в то время как здесь бедолаг кладут штабелями.
С обликом прочих персонажей дело зачастую обстоит еще хуже. Главный герой, хоббит Фродо, по Толкиену, упитанный румяный живчик в полном расцвете сил (51 хоббитский год равен примерно 35 человеческим), выглядит здесь томной наспех переодетой в мужской костюм девицей с вечно заплаканными глазами. Впрочем, не менее склонными к рыданиям оказываются и прочие его соплеменники, а также суровый гном Гимли и гордый воевода Боромир. К концу фильма их постоянные стенания начинают доставать всерьез, и поэтому смерть Боромира, данную в замедленном темпе и в сопровождении печальной музыки, воспринимаешь с изрядным облегчением. Тем более что выглядит она до отвращения похожей на эпизоды халтурных советских фильмов про войну с аналогичным медленным умиранием героического красноармейца среди десятков подорванных одной гранатой фашистских танков.
Эльфам не повезло еще больше. Они либо ничем, кроме ушей, не отличаются от людей, либо похожи на карикатурных гомиков. Исключение составляет «прекрасная» королева Галадриэль – чистой воды садистка-эсэсовка, обаятельная, как весенняя гадюка и лишь по недоразумению одетая в развевающуюся по ветру белую хламиду вместо традиционной черной униформы со свастикой и хлыстом из бегемотовой кожи.
Точно также удивительно непривлекательными выглядят и большинство прочих положительных персонажей. Душевнейший по книге старина Бильбо чрезвычайно глупо хвалится, что «Бэггинсы не какая-нибудь там деревенщина», хотя все хоббиты по жизни как раз самая что ни на есть деревенщина и аристократов там сроду не водилось. Совет благородных вождей у Элронда происходит в режиме классической кухонно-коммунальной склоки, а хоббиты Мерри и Пипин, вроде бы давно уже вышедшие из детского возраста, сбегают спасать мир непосредственно с чужого огорода, где, задыхаясь от жадности, тырили соседские овощи. В общем же мир светлых сил, за исключением отдельных красивых пейзажей, выглядит чрезвычайно малопривлекательным. Складывается впечатление, что свой образ сказочной страны Джексон взял не у Толкиена, а у его российского продолжателя Николая Перумова. На выродившееся Средиземье из перумовского «Кольца тьмы» получилось похоже до отвращения.
<z>Фродо – железные ребра</z>
Отсутствие обаяния у героев чрезвычайно органично сочетается в фильме с нелепым вооружением и дебильным антуражем. Кроме упомянутых оркских мечей с крючками, тут присутствует ажурная гномья секира, пригодная разве что для разрезания вареной колбасы, а гномья же архитектура в пещерах Мории, похоже, задумана закоренелыми мазохистами. Передвигаться по узеньким каменным лесенкам, вырубленным под потолками огромных залов, может разве что профессиональный канатоходец. Да еще местные орки, волею мистера Джексона получившие умение ползать по стенам со скоростью преследуемых тараканов, чувствуют там себя вполне уверенно, но в бою почему-то столь ценным преимуществом так и не пользуются.
Не умнее выглядят в батальных сценах и эльфы. Весьма неказистая принцесса Арвен кидается в бой с шашкой наголо в таком балахоне, что и, танцуя менуэт на балу, ноги сломать недолго. Лориэнские же стражи Галадриэли выскакивают из-под деревьев с натянутыми луками, приставляя прохожим стрелы к самому носу, хотя по книге они спокойно брали всех подозрительных на прицел с хорошо оборудованных снайперских позиций на деревьях. Вероятно, режиссер вообразил, что все главные герои Толкиена отличаются особой прочностью, и иначе как в упор их не прошибешь даже из длинного английского лука, как известно, насквозь пробивавшего рыцарские латы.
Впрочем, судя по плаксе Фродо, так оно и есть. Получив от пятиметрового пещерного тролля пикой по ребрам, недомерок-хоббит для приличия полежал немного, закатив глазки, да и поскакал себе дальше. Конечно, в нормальных условиях подобный удар по защищенному лишь мягкой кольчугой телу просто превратил бы все внутренности в кашу, но если старик Толкиен тщательно следовал в книге всем реальностям средневековых баталий, то крутому новозеландскому хлопцу на эти условности просто наплевать.
И поэтому совсем неудивительно, что общий стиль режиссуры «Властелина колец» отличается каким-то воинствующим пофигизмом. Скачет назгул на горячем боевом коне за коротконогим хоббитом, а догнать не может, как ни старается. Надавал Саруман коллеге Гэндальфу плюх, отобрал волшебный посох, скинул конкурента с высокой башни, а тот, едва спасенный верным орлом, через пять минут опять с посохом рассекает. Раздолбал Гимли свой дурацкий топорик о волшебное кольцо в мелкие кусочки. А в следующем кадре тот уже снова целехонький! Потому что на то она и сказка, чтобы в каждом кадре подобные чудеса глаза мозолили. Ну а главное среди них явил, конечно же, сам Джексон, уговоривший спонсоров выкинуть на весь этот бред 300 миллионов баксов и уже получивший вдвое больше на продолжение. Сумев развести своих богатеньких Буратин на такие бабки, наш новозеландский друг сотворил воистину великое чудо, многократно превзошедшее все прочие достижения белых, черных и серо-буро-малиновых в крапинку магов вместе взятых.