Потомки грабителей с большой дороги

Многие фирмы стали сворачивать свою деятельность в Петербурге. В частности, закрылась польская компания «Право», возглавлявшая союз польских перевозчиков, и несколько крупных немецких фирм.
Последней каплей для правоохранительных органов стало похищение дипломатической почты стран Скандинавии. Преступники не охотились специально за ней, просто украли ее нечаянно, угнав вместе с грузом. Сотрудники милиции нашли почту, она оказалась нетронутой, а заодно вышли на след преступной группы, терроризирующей трассы.
В результате оперативных мероприятий удалось установить, что на всех пяти проходящих через город трассах работали три «команды», входившие в одну преступную группировку – «грузинскую», возглавляемую довольно известным преступным авторитетом. Роли были распределены предельно четко, со стороны никого не брали – в группу входили только те, с кем вместе сидели на зоне за разбои и грабежи.
Преступники использовали милицейскую форму, машины с проблесковыми маячками, меняли номера. Через осведомителей узнавали маршрут грузоперевозчика и какой груз перевозился.
По словам начальника 5-го отдела УССМ Александра Тимошенко, это значительно облегчало «работу» налетчиков – они заранее договаривались о сбыте похищенного. Груз сдавали за треть цены, также намного дешевле реальной стоимости продавали фуру и на какое-то время «ложились на дно». Водителю кололи в бедро клофелин, заставляли выпить много водки и выбрасывали где-то в пригороде. Иностранцы и в Петербурге-то плохо ориентируются, а пока за городом добирались до милиции, преступники успевали скрыться. Товар сначала сбывали в Питере, но когда налетчики почувствовали, что на их след вышли сотрудники милиции, стали возить его в Москву.
Одна из групп действовала так: в фуру еще в городе подсаживались преступники в милицейской форме и просили подвезти. В разговоре они узнавали у водителя, откуда едет, что везет, и если груз устраивал, то в определенном месте они просили остановиться. Все это время за фурой шла машина с сообщниками. Когда открывалась дверь, на водителя совершалось нападение. Но случалось, что груз у разбойников интереса не вызывал, тогда водителя отпускали.
После того, как группа была полностью ликвидирована, сотрудникам УССМ удалось добиться невозможного – за два последних года не было совершено ни одного нападения на грузоперевозчиков.
Как рассказал Александр Тимошенко, была проведена огромная профилактическая работа. С иностранцами в этом плане работать легче, они достаточно законопослушны и строго следуют инструкциям.
На пограничных переходах водителям раздали рекомендации, как вести себя на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, как правильно двигаться, кто имеет право их останавливать, где безопаснее остановиться. Было даже распоряжение для сотрудников ГИБДД не останавливать грузоперевозчиков вне постов. Принесло свои положительные плоды и сотрудничество с финской полицией.
<z>Разбойники переквалифицировались в мошенников</z>
Поняв, что нападения на грузовики перестали приносить прежний барыш, преступники переквалифицировались в мошенников.
По оперативным данным, занимается этим все та же «грузинская группировка», но действует она теперь тоньше. Преступники постоянно совершенствуются, идут в ногу с развитием законодательной базы. По словам сотрудников правоохранительных органов, у ОПГ есть базовые точки – города Уфа, Москва, Казань, Свердловск, где они готовят почву для мошенничеств. Только в прошлом году 5-м отделом УССМ раскрыто 40 таких преступлений.
Как считают в милиции, сами грузины выполняют функции организаторов процесса: готовят фальшивые документы на машину, номера, паспорта, заранее нанимают адвокатов, стараются предусмотреть возможные проколы. А для совершения мошенничеств нанимают лиц славянской внешности, в основном из ранее судимых. Главный алгоритм их действий прост. Грузоперевозчика встречают на подъезде к городу, называются представителем той фирмы, куда груз должен прибыть. После этого машину отгоняют на стоянку, а водителю предлагают пообедать, пока якобы решают, куда направить груз. Вернувшись, бедолага находит пустой грузовик.
Иногда мошенники пользуются информацией, получаемой от операторов, которые на стоянках ведают распределением заказов. Машина с поддельными номерами едет, например, в Морской порт, загружается, приезжает в условленное место, где на нее вешают настоящие номера, и уезжает в другой регион. В частности, перед Новым годом было предпринято три подобных попытки увезти груз, один из которых – 20 тонн селедки.
Главная проблема, по словам милиционеров, состоит в том, что о мошенничествах не всегда заявляют. К примеру, если иностранный грузоотправитель тем или иным способом сумел уклониться от уплаты таможенных пошлин. В таком случае подтвердить документально, что ввез товар, который у него впоследствии украли, он не может.