Жилье мое...

Эта история произошла с генеральным директором телефонной службы «008» Александром Борисовым, и оттого, что жертвой квартирного мошенничества стал уважаемый бизнесмен, она еще более показательна.
Главных действующих лиц в этой квартирной саге несколько – семья Окуловых, семья Елагиных и семья Борисова. Ровно такое же количество квартир – три.
Итак, начнем с самого начала.
Когда-то давным-давно, а точнее в 92 году, господин Борисов захотел приобрести квартиру. Для этого он решил расселить трехкомнатную коммуналку на 11-й линии Васильевского острова, где одна из комнат принадлежала ему и его бывшей жене, госпоже Ашмариной. Борисов договорился об обмене с Окуловой, которой принадлежала комната на улице Маршала Жукова, и одна из его соседок, Елисеева, благополучно сменила место жительства. После того как Окулова оказалась на Васильевском острове, она приватизирует эту комнату и продает ее Борисову, а сама переезжает в квартиру на Богатырском, которую получила за год до этого в порядке жилищной очереди.
Казалось бы, все счастливы и довольны. Борисов, расселив соседей, становится владельцем трехкомнатных апартаментов на Васильевском острове, Окулова выгодно продала комнату и живет теперь в отдельной квартире, но…
Вот тут-то на сцене и появляются еще одни герои этой запутанной истории – семья Елагиных, которые являются соседями Окуловой, а затем Елисеевой, по коммунальной квартире на улице Маршала Жукова. Оказывается, незадолго до этого Окулова заключила в жилищном комитете Кировского района с Елагиными договор-обязательство, по условиям которого ее комната отходит им.
«Окулова их обманула, – рассказывает Николай Михайлов, адвокат Елагиных. – Когда в 92 году она получила ордер на двухкомнатную квартиру на Богатырском проспекте, отдел учета по распределению жилой площади Кировского района вызвал Елагиных, и там им сообщили, что комната освобождается и они имеют право ее занять, нужно только собрать необходимые документы. Они собрали все бумаги, и где-то в феврале 93-го сдали их. После чего Елагиным сказали: ждите, как только Окуловы выпишутся, получите трехкомнатную квартиру целиком. А в сентябре того же года они узнали, что Окулова, оказывается, не выписалась, а через год после того, как получила ордер, комнату на Маршала Жукова обменяла на комнату на Васильевском острове. После этого Елагины обратились к адвокату, и начался судебный процесс.
Елагины подали в суд на Окуловых и Борисова, его бывшую жену и прочих лиц, невольно замешанных в этой истории. Борисов тоже «не остался в долгу» и написал жалобу. В общем, процесс закрутился. А что же Окуловы… «Елагин с 99 года лично начал приносить повестки в суд Окуловой, а она плевала ему в лицо и уходила, – рассказывает Николай Михайлов. – Но потом в один прекрасный момент он ей пригрозил: «Если только ты в меня плюнешь, я тебя размажу по стенке». Лишь после этого она начала ходить в суд. Потом Сергея Окулова не могли вызвать. Он говорит: «Я никакого отношения к этому делу не имею». Хотя они с Окуловой в 94 году написали заявление с просьбой перевести на него квартиру на Богатырском проспекте».
Рассказывать все перипетии этого судебного процесса слишком долго, он длился без малого 9 лет. А вот итог его весьма поучителен.
Елагины отстояли комнату на Маршала Жукова, и Елисееву судебные приставы пересилили обратно на Васильевский остров, так что Борисов теперь живет с соседкой. Правда, сильно недоумевает, почему он должен делить с ней кров, ведь квартира – его частная собственность, и ее приобретение обошлось ему в общей сложности в 50 тысяч долларов. В ближайшем будущем Борисов собирается подавать в суд на Окулову и жилищный комитет Санкт-Петербурга.
В Москве подобные дела против администрации частным лицам выиграть удавалось, в Петербурге же подобных прецедентов еще не было, и чем все кончится – неизвестно. Так же как неизвестно, каким образом Окуловой удалось получить разрешение на обмен в жилищном комитете Кировского района, ведь ранее она заключила договор-обязательство с Елагиными, которое хранится там же. Известно только одно – после того как чиновники узнали, что Елагины подали в суд, некоторые из конторских служащих спешно уволились, но это, как говорится, еще ничего не доказывает.
<z>Комментарий юриста:</z>
В нашем законодательстве, к сожалению, нет статей, касающихся данного вида мошенничества, и, следовательно, доказать вину практически невозможно. Я бы сказал, что успех подобных дел целиком зависит от искусства адвоката, и истина играет здесь второстепенную роль. Так что у кого адвокат лучше, тот и победит. Но в любом случае, иски Борисова будут рассматриваться годами. Хотя если ему не жалко времени и денег, почему бы не попробовать. В случае успеха этого дела для юридической практики Петербурга это будет, можно сказать, уникальный опыт.
Существуют ли способы избежать мошенничества при проведении квартирных сделок?
Избежать мошенничества при проведении квартирной сделки можно лишь одним способом – нужно пользоваться услугами юриста. Только он сможет отследить всю сделку от начала и до конца: установить точное количество лиц, проживающих на жилищной площади, которую вы собираетесь приобрести, кто из них является ее собственниками, проверить все документы и прочее. Частному лицу навряд ли такое по силам. Это раньше все строилось на взаимном доверии, а теперь обман таится везде, и государственные учреждения не исключение. Именно из-за того, что российские граждане не привыкли иметь дело с адвокатами, количество случаев мошенничества так велико. Я уверен, что если бы сделку Борисова проводил юрист, подобного бы просто не произошло.