Детектив – зеркало общества

<z>– С момента выхода на экран фильма «Два билета на дневной сеанс» прошло более 30 лет. Рейтинг его велик и по сей день, чем объяснить такой успех? </z>
– Все началось с везения. Судьба свела меня с величайшим сценаристом того времени Борисом Чирсковым и с величайшим режиссером Гербертом Раппапортом. Они и стали моими проводниками в лабиринтах киноискусства. Я был подмастерьем у этих, сейчас понимаешь, непревзойденных мастеров. Ежедневно, в течение полутора лет, после работы я бежал на Марсово поле, к дому, где жил Борис Федорович. Общение с великими профессионалами и ни с чем не сравнимое счастье творчества.
<z>– Тогда считалось, что этот фильм – новое слово в детективном жанре?</z>
– Давайте договоримся: книги, фильмы, пьесы о милицейской работе – это произведения о людях, их характерах, которые проявляются в определенных экстремальных условиях. Если есть ярко и явно выписанный характер, успех обеспечен.
<z>– Как сейчас, на ваш взгляд, в прессе и литературе освещается работа милиции?</z>
– Я хорошо отношусь к творчеству Андрея Кивинова и режиссеров, которые с ним работают. Я исхожу из принципа «лучше что-то, чем ничего». В своих сериалах они пытаются показать, что и милиционеры такие же, как и мы все, – поэтому берется за основу пьянство. Безусловно, оперативники распивают спиртные напитки, но вряд ли это нужно показывать. А в фильме, к тому же, это происходит не вполне цивилизованно. А это наносит ущерб авторитету оперативных работников, я подчеркиваю, именно оперативных работников, потому что их работа – это ежедневное проявление мужества и героизма. Преступный мир сейчас во сто крат и по оснащению, и по разработке преступлений, и по социальному положению в обществе выше оперативного работника.
Они не «менты», а, прежде всего, государственные служащие, которые охраняют нас. Мы часто говорим о том, что милиция плохо работает, что нас «грабят» на дорогах, но мы забываем, что охрана общественного порядка – это не только обязанности милиционеров, а это обязанности каждого из нас. Мы, как вообще и всюду, привыкли только критиковать и требовать, забывая, что и мы должны вносить свою лепту.
Когда украдут кошелек – все бегут в милицию, жаловаться на соседей – в милицию, угрожают – тоже в милицию. Еще не так давно бежали к криминальным авторитетам, но поняли, что это ловушка для простаков, так как потом приходилось всю жизнь расплачиваться за оказанные услуги. Да, сейчас милиции трудно, есть проблемы с кадрами, со средствами. Но не всегда так будет. Сейчас мы переживаем тот же этап, что и Америка. В свое время туда понаехало много всякой шушеры, которая совершала преступления. Но постепенно из нее стала выделяться группа лиц, которая вдруг поняла, что надо защищать свое имущество. И они превратились в добропорядочных американцев, которые стали поддерживать полицию, чтобы бороться с теми, кто мешает им жить. Так будет и у нас.
<z>– Ваше мнение о фильме «Бригада»?</z>
– «Бригада» – это дешевый способ ударить по психике, угодить одним, которые пополняют эти бригады, и загнать в угол других, которых этот фильм привел в страх и отчаяние.
Все современные фильмы построены на жестокости. Рассчитаны они на подростков. Фильм «Бригада» – это агитация и пропаганда стиля жизни противоправных организаций.
Старые же фильмы были построены на доброте, а доброта – это часть справедливости. Задача участкового Аниськина заключалась не только в том, чтобы наказать преступника, а еще и в попытке вернуть сбившегося с пути человека.
<z>– Почему детективный жанр не стареющий, а проблемы преступности и оперативной работы интересуют всегда и всех?</z>
– Федор Михайлович Достоевский черпал свои сюжеты для романов из уголовных дел. Потому что детектив – зеркало общества. В нем мы видим откровенно то, чего общество страшится. Детектив не только развлекательное чтиво, но и документ своего времени. Заложенная в нем разнообразная информация ценна для историков. Алчность, стремление завладеть любой ценой богатством – это качества общества, где о человеческом и человеке забыли. Классик сказал: «Все беды происходят из-за денег или их отсутствия».
Детективный жанр раскрывает отношения людей. Было столько занимательных мифов, благонамеренной лжи, самоуверенных иллюзий, и теперь все мы хотим увидеть жизнь как она есть, т.е. оказаться при факте. И детектив – побратим сенсации, он, как и сенсация, – способ застать жизнь врасплох, увидеть ее на изломе в критический момент. Она выходит из рамок повседневного нашего существования, привлекает к себе.
<z>– Почему вы решили сделать проект о руководителях милиции?</z>
– Проект мы готовим с известным режиссером и кинодраматургом Владимиром Григорьевым, снявшим в свое время крутой детектив, которому подражают многие режиссеры и по сей день. Это «Рокировка в длинную сторону». Сейчас он снимает интеллектуальный сериал о жизни и творчестве поэта Александра Блока. Сейчас он находится в стадии согласования с руководством ГУВД. Мы считаем, что незаслуженно умалчивается роль высшего начальства.
Наш сериал будет максимально приближен к документальным событиям, где действующими лицами будет руководство: начальник ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Михаил Ваничкин, начальник криминальной милиции Александр Смирнов, начальник Управления уголовного розыска Владислав Пиотровский, начальник Управления по борьбе с организованной преступностью Игорь Иванов. Они заслуживают того, чтобы люди узнали об их труде. Ведь именно руководство организует операции, это, по сути, «мозговой центр». От них зависит работа их подчиненных. Сам оперативник, будь он очень талантлив, ничего не сделает, пока не заработает огромная машина – коллектив, с которым воевать организованной преступности трудно. И когда на экранах появляется одиночка-супермен, у меня это только вызывает ухмылку. Сейчас не то время, чтобы одиночка мог противостоять организованной группе. Я могу сказать, что наша криминальная милиция соответствует высочайшим требованиям международной конвенции по борьбе с преступностью.
Если бы Шерлок Холмс ознакомился с делами, которые расследует уголовный розыск, то он попросился бы к ним на стажировку, и при своей скаредности согласился бы ее оплатить. Ведь есть же примеры того, когда профессионально, современно и психологически верно выстроенные поиски преступников позволяли найти их в ситуации, когда никто не верил, что это произойдет!
<z>– Справедливость необходима для успешных взаимоотношений между людьми?</z>
– Когда нас обманули, обокрали или избили, мы вспоминаем о справедливости. Хотим немедленного возмездия. Но где проживает справедливость, где она черпает добро и зло, счастье или несчастье? Откуда исходит на нас справедливость, которая карает и которая нас награждает? И древние мудрецы нашли-таки адрес – сам человек. В глубине его души в области переживаний все оплачивается согласно справедливости: «ценой счастья или несчастья». И детектив нам это доказывает очень вразумительно.
Детектив – это действие великой тайны справедливости. В сердце того, кто совершает несправедливость, независимо от человеческого желания, разыгрывается драма. Конечно, чем умнее человек, тем драма эта губительнее. В жизнь входит много заблуждений, лжи, коварства, предательства и вообще преступных слабостей. Но необходимо провести черту, ограждающую от всего этого. И человек эту черту проводит своей совестью. Каждый должен быть сильным, ловким. Но мир знает: самый сильный и ловкий тот, кто честен с друзьями, справедлив и человечен. И хорошие детективы доказывают это.
<z>– А как же родимые пятна, порождающие преступность? Спор о соотношении социального и биологического в человеке разве уже решен?</z>
– С наличием психических аномалий надо считаться. Есть связь между генетическим кодом и преступлением. Не будем забывать и то, что преступность – часть всеобщих взаимоотношений в обществе. Психоаналитик знает, что страх людей перед законом – благодетелен, но страх человека перед человеком гибелен и порождает преступления. Мы видим невероятные хладнокровные убийства, расчетливость, которую проявляют преступники, торжество зла. Не все преступления раскрываются, но вдруг мы чувствуем, где-то в глубине нас, как сигнал SOS, начинает пульсировать мысль: все должны бороться со злом, если не я, то кто же? Вот гамлетовский вопрос современности. И детектив внедряется в область психологии: он защищает невинных и карает виновных.
<z>– И носителем этой благородной борьбы со злом является сыщик?</z>
– Детектив возник как прославление торжества логики. Умело представленное раскрытие загадок, созданных преступлением. Но сейчас только этих качеств сыщику мало. Необходимы личные человеческие качества, используя которые он расследует побудительные мотивы поступков людей, дает им психологическую оценку, и через эту оценку раскрывается сам как личность.
При встрече с ними снимите шляпы, господа! Профессия сыщика – это от Бога. Сыщик работает с людьми. И к тому же раскрытие преступления – процесс удивительный, иногда необъяснимый, и корни порой скрыты в мистических категориях и на уровне подсознания. Тому много примеров. На социальном уровне сыск – это соревнование с преступниками в хитроумии, если хотите, азартная игра. Преступники в стремлениях перехитрить сыщиков получают порой удовлетворения больше, чем от преступной добычи, к тому же преступники действуют не по закону, а сыщик должен его соблюдать.