Мафия в подземке

Летом этого года питер-ский метрополитен положил конец групповым поездкам при помощи одной магнитной карты. Отныне после фиксации ее в пропускной системе возникает десятиминутная задержка перед последующим использованием карты. И тот, кто хочет пройти по карточке не один, вынужден дожидаться каждого из попутчиков по 10 минут. «Произвол!» - возмущаются особо нервные граждане. И их можно понять. Семья из трех человек рискует застрять у турникетов на 20 минут, а большая компания, при условии, что вошла в метро ранним утром, окажется в месте назначения ближе к ночи.
В общем, сегодня уже вряд ли кто-то экономит на покупке жетонов или персональных карт, но роптание до сих пор слышится. Действительно, на первый взгляд проблема налицо. В пресс-отдел метрополитена даже звонил некий юрист, пожелавший остаться инкогнито, и пообещал отсудить у организации 50 миллионов рублей, если соберет воедино все судебные иски от обозленной общественности.
<z>Битва за подземный урожай</z>
По официальной версии, задержка была внедрена для борьбы с незаконным предпринимательством. Речь идет о шустрых молодых людях, которые в часы пик предлагают пройти по их магнитной карте, а не стоять в безумной очереди в кассу. И не исключено, что иски, если они вообще существуют, ваяются по большей части лицами, которые сильно заинтересованы в дальнейшем процветании прибыльного дела. А честной народ в основной своей массе переживает трудности стоически, ограничиваясь лишь матерщиной в адрес естественных монополистов.
<z>Круговорот рублей в метро</z>
Один несовершеннолетний проныра согласился осветить корреспонденту «Версии в Питере» технологические тонкости процесса получения прибыли при использовании магнитных карт. Беседа возникла случайно на станции метро «Гостиный двор». Ради такого интереса к своей персоне отрок даже отвлекся от насущных дел. Судя по его словам, ситуация выглядит следующим образом. Покупается карточка за 150 рублей, в коей содержится 50 поездок. Делим 150 на 50 и получается, что одна поездка стоит всего 3 рубля. Отрок является во спасение маящимся в очереди и предлагает пройти по карточке. Цену запрашивает эквивалентную «латунному грошу». Таким образом, пассажир не в убытке, а три рубля легким движением руки превращаются в пять. «Раньше к концу дня, – азартно рассказывает юноша, – у меня бывало до пятисот целковых навару. А с введением десятиминутной задержки пришлось слегка умерить аппетиты». Но изворотливый российский ум нашел выход из ситуации. Теперь отрок пускает в оборот сразу несколько карточек. Пока «тормозят» одни, в ход идут резервные. И так по кругу. Правда, ежедневная прибыль уже не столь велика по причине простоев, от которых никуда не деться. В противном случае потребовалось бы купить вагон карточек для обеспечения бесперебойности процесса.
По словам юноши (позже подтвержденным сотрудником пресс-отдела метрополитена), кассирши оставляют открытым единственное окошко для создания толкотни, а милиция помогает, делая вид, что не замечает происходящего. От каждого по способности – каждому сверх зарплаты. Так и живет эта дружная «семья», по-итальянски Mafia. Ходят слухи, что у семейки есть крестный отец – тот, кому коммерсанты платят долю. Правда ли это – судить трудно. Но, говорят, контингент торговцев недавно резко изменился. Может, действительно руководит бизнесом некий расчетливый ум, поменявший засвеченные лица на новые физиономии.
<z>С правами без проблем, а интересы побоку</z>
Разумеется, метрополитен взялся за нелегальных «коммерсантов», поскольку терял значительные суммы, не вырученные от продажи жетонов. Хотя стопроцентного эффекта путем введения десятиминутной «волокиты» так и не достигнуто. Хорошо еще, что сами предприниматели частично компенсируют последствия своей деятельности, закупая груды карточек.
Коррумпированных кассиров, по данным пресс-секретаря метрополитена, уже выявляли и наказывали. Но километровые хвосты то и дело вырастают. То ли на освободившиеся вакансии не находится желающих, то ли какая иная причина. А значит, пассажиры вынуждены нести деньги мимо кассы, чтобы сэкономить время. Спешишь ли по делам, на свидание, в аэропорт – легче обратиться к такому вот коммерсанту, чем нервно топтаться в очереди, размышляя, к примеру, о штрафных санкциях за опоздание на службу.
Вернемся, однако, к вопросу, с которого начали. Получается, что метрополитен борется с незаконным предпринимательством за счет ущемления прав обычных пассажиров. Ведь, казалось бы, оплаченными авансом поездками можно распоряжаться по своему разумению. До памятного нововведения так и было. Из соображений экономии времени и денег эту возможность вовсю использовали для семейных поездок, приезжие и многие другие. И вдруг лафа прекратилась. А ведь еще существуют магнитные карты с полной оплатой стоимости проезда.
Однако, как утверждают в комитете по транспорту: всякая карточка является льготной, даже та, которая включает в себя полную стоимость проезда. При покупке автоматически за-ключается договор, согласно которому передача карточки третьему лицу не предусмотрена. Так что, борясь со спекулянтами, метрополитен прав граждан не попрал.
А что насчет договора, так против него не попрешь. Здесь вам не все для клиента, здесь вам естественная монополия! Только вот со льготами как-то неубедительно. По всем правилам их получают граждане, состоящие на особом счету у государства. Вопросов нет, своими привилегиями они делиться не должны. В категорию льготников вхожи студенты, школьники, доноры, ветераны ВОВ или депутаты. А обычный человек? С какой стати он стал объектом подобной заботы?
В управлении по антимонопольной политике полагают, что происходит некая подмена понятий. Когда продаются поездки по сниженному тарифу – это не льготы, а, скорее, оптовые скидки. Конечно, метрополитен супротив законодательства не выступил, просто потому, что в законе о правах потребителей нет соответствующей случаю нормы. Но ущемление интересов потребителей, как отметили в антимонопольном управлении, вероятно, наличествует.
<z>КОММЕНТАРИИ</z>
<z>Владимир Гарабцов, представитель территориального управления по антимонопольной политике по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:</z>
– Когда метрополитен вводил карточную систему, не предполагалось, что она будет служить для коллективного прохода. Мне кажется, комитет по транспорту в этой связи должен учитывать интересы жителей города, поэтому слово за ним. На Западе, насколько мне известно, специально продаются карты для групповых поездок, причем по сниженному тарифу. Это нормальная экономическая политика. Любая организация заинтересована получать деньги вперед, предоставляя некоторые оптовые скидки.
Что касается десятиминутной задержки, установленной на всех видах карт, то она, бесспорно, создала дополнительные трудности. И, может быть, доход метрополитена увеличился из-за того, что люди вынуждены покупать больше карт или жетонов. А деятельность перепродавцов поездок – это мелочь по сравнению с тем, сколько метрополитен теряет из-за зайцев, вернее даже, козлов, которые перепрыгивают через турникеты.
<z>Виктор Марокин,
пресс-секретарь ГУП «Метрополитен»: </z>
– Судя по нашим кассам, в которые стало поступать больше денег, нанесен серьезный удар по мафии. Ведь работают не какие-то там нищие, а организованные группы. Конечно, для пассажиров, которые хотят проехать группой, есть определенные неудобства. Но ведь ради пассажиров и введена была такая мера. Не секрет, что сегодня метрополитен – убыточное предприятие. Около 300 вагонов уже отъездили свои сроки, а некоторые эскалаторы вообще совершили путь до Луны и обратно. Поэтому деньги необходимы, чтобы метрополитен не развалился и горожане могли им пользоваться.
<z>Алексей Геращенко,
пресс-секретарь Комитета по транспорту:</z>
– Сейчас у метрополитена больше десятка разновидностей магнитных карт, и во все заложена достаточно большая льгота, в зависимости от срока действия и количества поездок. Люди выбирают наиболее подходящий вариант. Другие покупают жетоны. Да, теперь выгоды совместно ездить по одной карточке нет. А ущемление интересов иногда усматривают даже в том, что для инвалидов и пассажиров с детьми существуют те самые 8 мест. Ко мне обращался человек, не желавший уступать такие места, мол, его права ущемили. Да, в такой ситуации мы сознательно ущемляем его права ради других горожан.
<z>Наталья, пассажир метро:</z>
– Метро я пользуюсь не так часто, поскольку на работу езжу на автобусе. А муж покупает единую карточку для местных командировок по городу. Тем не менее, ему еще никогда не удавалось израсходовать все 70 поездок. Раньше, когда мы на выходные ездили отдыхать на дачу, проезжали в метро на вокзал по одной карточке. Теперь нужно покупать жетоны. И бывает легче пользоваться услугами пареньков, проводящих по карточке. Пять рублей – деньги не большие, но, честно говоря, когда мы с мужем проходили по карточке – это было рациональнее.