Раздвоение личности

Сам Шутов появился лишь на третьем заседании, да и то, сославшись на плохое самочувствие и, пошутив на тему того, что вместо одного судьи видит двух, а народных заседателей у него в глазах аж целых четыре, убыл под конвоем. Во время же первых двух заседаний Шутов находился в межобластной тюремной больнице имени Газа с диагнозом «декомпрессионный перелом шейного позвонка». Защита Юрия Титовича настаивала на его переводе в специализированную клинику, что подразумевает изменение арестанту меры пресечения. Этот вопрос даже выносился на обсуждение в Законодательное собрание, но поддержки коллег, которые однажды уже лишили его депутатской неприкосновенности, Шутов не получил. До этого Юрий Титович пытался настроить своих коллег против следствия: например, бился головой о стенку во время допроса в тихвинском СИЗО. Как правило, за такими инцидентами следует заявление, будто следствие оказывает на арестанта физическое давление. Но видеозапись мазохистских упражнений Шутова попала на телевидение, вызвав лишь восхищение его актерским талантом.
Шутов баллотировался на выборах в Госдуму, проиграл, но на этом не успокоился и снова выставил свою кандидатуру по 209-му избирательному округу (голосование состоится в октябре, но наблюдатели считают, что шансов у Шутова немного). В мае адвокаты Шутова сообщили журналистам, что у их подзащитного отнялась рука, и существует угроза полного паралича, если немедленно не провести нейрохирургическую операцию. Защите удалось добиться перевода Юрия Титовича из следственного изолятора в межобластную тюремную больницу. Здесь Шутову сделали операцию на локтевом нерве левой руки. Сотрудники РУБОПа рассказывали, что операция продолжалась двадцать минут с использованием лишь местного наркоза, а состояние больного было бодрым и до, и после операции (защита утверждала, что Шутов при смерти).
Так или иначе, процесс начался без Юрия Титовича, но при давно невиданном интересе со стороны СМИ. Адвокат Шутова немедленно заявил ходатайство об отводе председательствующего на процессе судьи Александра Иванова (эта кандидатура была выбрана из 17 судей горсуда, рассматривающих уголовные дела первой инстанции). Ходатайство, поддержанное большинством обвиняемых и их адвокатов, имело девять оснований. В частности, Иванов отказал Шутову в направлении на лечение в Военно-медицинскую академию, решил начать процесс без главного обвиняемого и даже отказал супруге Шутова Ларисе в доверенности на получение его депутатской зарплаты, якобы заявив при этом, что Юрия Титовича все равно посадят, а его имущество конфискуют.
По мнению следствия, ходатайство об отводе судьи Иванова на самом деле имеет целью затянуть процесс до истечения сроков содержания обвиняемых под стражей. Предельный срок их ареста в рамках предварительного следствия истек еще 26 января, и с тех пор они числятся за судом, поэтому продолжают оставаться за решеткой.
На таком основании Шутова сотоварищи можно держать до начала 2003 года, что не много по сравнению с пожизненным заключением, которое угрожает Юрию Титовичу. Не проводя никаких параллелей с «делом Шутова», вспоминается процесс над столичным бандитом Глыбой, недавно начавшийся в Мосгорсуде. Чтобы сорвать его, Глыба полностью обнажался в зале заседаний, распевал «Интернационал» и писал ходатайства об отводе судьи, потому что он, Глыба, якобы состоял с ним в интимной связи. У обвиняемого истекал срок содержания под стражей, и он очень хотел выиграть несколько месяцев, пока новый судья будет знакомиться с многотомным делом.
Петербургский же горсуд, после четырехчасового закрытого совещания, отказал адвокату Шутова в его ходатайстве. Дело, насчитывающее около 70 томов, будет рассматривать Александр Иванов. Правда, затянуть процесс обвиняемым, видимо, удастся: некоторые из них представили новых адвокатов, а тем требуется время на ознакомление с материалами дела.
В отсутствие Шутова место главного обвиняемого занял «афганец» Айрат Гимранов, второе, по версии следствия, лицо в группировке депутата, отвечавшее за силовые акции. Он же стал пока и первым шутником на процессе: выпускник одного из петербургских вузов заявил, что не знает русского языка и попросил предоставить ему переводчика на татарский (Гимранов – башкир по национальности).
Жертвами восьми заказных убийств, совершение которых инкриминируется подсудимым, пали весьма уважаемые люди: председатель совета директоров банка «Менатеп», группы «РоссКо» и Тобольского нефтехимического комбината Дмитрий Филиппов, глава Комитета по потребительскому рынку городской администрации Евгений Агарев, адвокат Игорь Дубовик, глава НПО «Источник» Николай Болотовский. По приказу Шутова якобы были убиты и несколько членов банды. По версии следствия, обвиняемыми готовились покушения на депутата Госдумы Вячеслава Шевченко и президента Петербургской топливной компании Андрея Степанова.
За время расследования число обвиняемых уменьшилось. Дело в отношении предполагаемого заказчика убийства Филиппова – депутата Тюменской облдумы Владимира Юдина, было прекращено после того, как коллеги отказались лишить его неприкосновенности по причине тяжелой болезни. По совпадению, именно после этого Шутов стал активнее жаловаться на здоровье и апеллировать к депутатам ЗакСа. А в октябре 2000 года застрелили близкого Юрию Титовичу Игоря Алексашина, арестованного по шутовскому делу и незадолго до гибели выпущенного из СИЗО.
Процесс предстоит долгий и сложный, но большинство прогнозов неутешительны для Шутова и компании уже сейчас. На процессах с большим количеством обвиняемых следствию, как правило, удается убедить хотя бы часть из них дать показания на подельников. А это означает хорошую доказательную базу обвинения. Кроме того, Шутову приписывают очень высокий уровень антагонистов. Это так называемые «ученики» его старого недруга Анатолия Собчака, ныне занимающие самые высокие посты в государстве.