Что ждет американцев в случае их вторжения в Афганистан?

В свою очередь, американцев ожидает второй Вьетнам, если не хуже, поскольку население Афганистана закаляется в войне уже 20 лет. Талибы не станут выходить в открытое поле, они будут вести партизанскую войну, и условия для нее самые благоприятные, так как большая часть Афганистана иссечена горами, в которых гораздо сложнее бороться с партизанами, чем в джунглях. Джунгли можно сжечь, как это было сделано во Вьетнаме, а горы не сожжешь. Сейчас талибы располагают “стингерами” и прочим вооружением, которым их обеспечили на свою голову Штаты. Движение Талибан – это совместный продукт спецслужб США и Пакистана, так что Америка начинает ликвидировать плоды своей же деятельности. Но вообще – это неправильный подход: взять и разбомбить страну. Виновников надо наказывать, а не народ. Я не понаслышке знаю, что во время боевых действий подвергается опасности мирное население. Лучше бы хваленые спецслужбы США выполнили так называемую “адресную работу” по нейтрализации бен Ладена.
<z>Сергей Анденко, депутат Законодательного Собрания, заслуженный врач России, ветеран войны в Афганистане</z>
Америку ждет очень большая беда, если она решится на сухопутную операцию. Можно вспомнить 1919 год, когда английский экспедиционный корпус был полностью истреблен в Афганистане мест-ными жителями, и это притом, что английское вооружение было на порядок лучше.
Сама мысль, что Америка хочет повторить печальный опыт Англии и СССР, вызывает у меня, мягко говоря, удивление. У афганцев нет крупных войсковых скоплений, борьбу с которыми так прекрасно наладили американцы на территории Ирака и Югославии…
В Афгане – горы. Боевики привыкли жить на высотах – хлебная лепешка под одним камнем, пулемет под другим... Там нечего уничтожать с точки зрения инфраструктуры.
Технике в горах не пройти, по тропам можно передвигаться только пешком. Я помню: десять моджахедов, составляющие пулеметный расчет ДШК, могли спокойно сдерживать роту спецназа, идущую по узкому ущелью. 5 тысяч метров над уровнем моря, и у человека начинается умеренная гипоксия. Американец в непривычных условиях превратится в изможденного доходягу. Смею утверждать, что потери у США будут очень большими.
Удары же по талибам с воздуха неэффективны. Горы поглощают разрывы любых снарядов за исключением бомб объемного действия. Но такое оружие уничтожает все живое без исключения, а значит неизбежно заденет мирных жителей, и тогда начнется настоящая священная война.
Конечно, я поддерживаю политику Америки, когда она защищает своих граждан, но я против того, когда они бомбят другие страны или захватывают российские суда в нейтральных водах и начинают судилище, в нарушение всех международных правил. Продолжением подобных беспардонных вмешательств как раз и являются разглагольствования американцев о скорой расправе над Афганистаном, несмотря на то, что пока нет доказательств причастности конкретных лиц к трагедиям в Вашингтоне и Нью-Йорке. Это болезнь превосходства над всем миром. Я думал, что после недавних событий у них появится чувство реальности, однако этого не произошло.
<z>Борис Охтинский, президент Санкт-Петербургского клуба конфликтологов, ветеран войны в Афганистане</z>
Любой по силе и точности удар хотя и приведет к уничтожению десятков боевиков, но в первую очередь станет важным мобилизующим фактором консолидации мусульман, получающих новую мотивацию к борьбе с неверными. А, следовательно, за проведенными терактами могут последовать новые, и не исключено, что более масштабные.
Тем не менее вероятность ковбойских рейдов по Афганистану весьма высока. Удары будут нанесены без санкции не только ООН, но и Евросоюза, уже выразившего озабоченность по этому поводу. Эффективность такого рода операции изначально сомнительна. Ее существенным геополитическим результатом, в частности для России, может стать заметное укрепление позиций США в районе Ближнего и Среднего Востока. Последнее, на мой взгляд, весьма не тождественно борьбе с терроризмом. Что, по-видимому, учитывают и в Москве, отказавшейся от участия в операции «американского возмездия».
<z>Виктор Харичев, генерал-майор запаса, ветеран войны в Афганистане</z>
В Афганистане, на мой взгляд, сухопутная операция неминуема, и полагаю, что она будет длительной. Фанатики не выдадут бен Ладена ни в коем случае, тем более они обещали поднять на войну весь мусульманский мир. Конечно, к их заявлениям можно относиться скептически, но не стоит недооценивать специфику мусульманского сообщества – оно более фанатично и дружно. Поэтому угрозу применения талибами бактериологического и химического оружия стоит воспринимать настороженно.
Уничтожить бен Ладена крылатыми ракетами вряд ли возможно, и я не исключаю, что диверсионные подразделения американцев уже находятся на территории Афганистана, а вся агентура США, которую годами плодили в этом районе, активизировалась и участвует в поиске террориста. Более того, Штаты готовят к экспансии 82-ю воздушно-десантную дивизию быстрого реагирования. Десант могут высадить в районе Кандагара, Кабула и Джелалабада – там, где может укрываться бен Ладен. Проведение сухопутной операции в некоторой степени упростится, если Северный альянс действительно предложит свою помощь. Бойцы альянса хорошо знают местность и через обширные родственные связи могут получать важную оперативную информацию.
Пока американцы тянут время потому, что хотят понять, кто же замешан в недавних событиях. Безусловно, центром является Афганистан, с другой стороны – боевиков взращивают силами других стран, которых насчитывается в общей сложности около 60. Пока намечается нанести удар по четырем-пяти из них. Сейчас сосредоточилась крупная группировка войск в Персидском заливе. Там находятся два авианосца, на бортах которых по 75 самолетов и морская пехота. Другая группировка вышла из Акинавы в район Диего Гарсия. Все это делается для того, чтобы показать, кто в мире хозяин и увеличить психологическое давление. Это может привести к развитию Третьей мировой войны и уже с применением ядерного оружия.
<z>Андрей Горшечников, руководитель охранного предприятия «Защита-А», ветеран войны в Афганистане</z>
Мне кажется, что высадка в Азии крупных армейских подразделений мало связана с антитеррористической операцией. То, что войска в любой момент могут войти в Афганистан – это не более чем показательная «игра мускулами», в том числе и в нашу сторону. Наверное, американцы хотят нам продемонстрировать, как нужно воевать в Афганистане. Нейтрализацией бен Ладена, выявлением и ликвидацией других террористических центров должна заниматься не армия, а спецслужбы. А если все-таки войсковые подразделения «главного жандарма» на планете войдут в Афгани-стан, то, вероятно, ненадолго. Войска задержатся на неделю, на месяц, и вряд ли для «зачисток» местности, скорее они будут защищать ракетные плацдармы для точечных ударов по террористам. В противном случае, если американцы решат пройти победным маршем, то ничего хорошего их не ждет. Двадцатилетний опыт войны, которым располагают афганцы, будет удачно противопоставлен здоровым парням, располагающим хорошим вооружением, связью, поисковыми приборами и т. д.
Большинство боевиков прячутся в пещерах и воюют из засад малыми группами по три-пять человек, поэтому широкомасштабные силовые операции вряд ли могут что-то кардинально изменить. Если войсковые подразделения США в Афгане застрянут, то боевики, приноровившись к навязанной тактике, начнут затяжную партизанскую войну. Важно и то, что во время крупных операций под угрозой уничтожения находится мирное население. Я знаю по собственному опыту, что при любой «зачистке» возникает много жестких эксцессов, связанных со встречами представителей двух разных воюющих цивилизаций, поэтому американцы очень быстро поднимут волну народной ненависти. Что их ждет дальше? Они же не просчитывают развитие боевых действий на дальнюю перспективу.