Скандал в легкокрылом семействе

8 сентября хмурое сентябрьское небо сеяло колючим осенним дождем, сбивая с берез и осин едва пожелтевшие листья, барабаня по крышам домов и шале, в котором собрались гости, приехавшие на аэродром Дракино на открытие Х чемпионата России. Всю неделю, пока продолжались соревнования, погода не баловала летчиков – каждый день они буквально выкраивали часы, чтобы отлетать программу. Дошло до того, что за два дня до закрытия никто не знал, состоится ли чемпионат – сумеют ли участники отлетать все комплексы. И природа все же расщедрилась – во второй половине дня 15 сентября и весь последующий день, разогнав утренний туман, солнце заливало аэродром теплым светом бабьего лета. Летчики один за другим уходили в небо, над аэродромом стоял непрерывный гул, который стихал только перед заходом солнца. Чемпионат состоялся.
Я приехала на аэродром за несколько часов до закрытия. На зеленой лужайке, пристально глядя в небо, сидела абсолютная чемпионка Европы Алла Чекалова.
– Кто летает? – спросила я.
– Миша Мамистов.
– Что скажешь?
– Погоди, боюсь сглазить.
И когда Су-26 пошел на посадку, Алла обернулась ко мне:
– Идеальный полет. Была бы моя воля, я бы ему одни «десятки» поставила.
(«Десятка», т.е. 10 баллов – это высшая судейская оценка.)
И тут я вспомнила, как пару лет назад спросила у одного из судей после нескольких полетов спортсменов:
– Почему вы никому не ставите «десятки», максимум – «девятки»?
– На «десятку» летает только
Бог, – ответил он мне. Алла не знала этой истории, но с кем бы я ни говорила, все восхищались полетом Михаила. Никто тогда не знал, что через несколько часов эта история получит неожиданное продолжение.
Этот год принес петербуржцу Михаилу Мамистову мировое признание. Ему – абсолютному чемпиону мира и Всемирных авиационных игр-2001 по высшему пилотажу на поршневых самолетах – рукоплескали сильнейшие летчики планеты. Перед ним преклонил колено французский спортсмен в честь того, что Михаил в тяжелейшей борьбе сумел победить его соотечественника. Это была настолько красивая победа, что романтичный француз только таким образом сумел выразить свое восхищение мастерством, профессионализмом и искусством Мамистова. Надо сказать, что летчики высшей лиги российской сборной давно признаны сильнейшими в мире, и не случайно в этом году на верхней ступеньке пьедестала почета в Испании стояли наши ребята. В общем зачете в десятку сильнейших летчиков планеты вошли Михаил Мамистов, Олег Шполянский, Светлана Капанина, Александр Кротов и Сергей Рахманин. Поэтому в собственной стране соревнования проходят между лучшими из лучших.
В Х чемпионате России, который организовала и провела Федерация самолетного спорта РФ, приняли участие 87 спортсменов из Москвы и Санкт-Петербурга, Серпухова и Смоленска, Новосибирска и Барнаула, Красноярска и Тюмени, Минска и Екатеринбурга и так далее до Сибири и Дальнего Востока.
В высшей лиге летчики успели разыграть три программы из четырех из-за погодных условий, но этого, по правилам проведения соревнований, было достаточно, чтобы чемпионат состоялся.
В женском зачете абсолютной чемпионкой России была признана Светлана Капанина – трехкратная абсолютная чемпионка мира и двукратная – Всемирных авиационных игр. Медали, кубки, призы – все вручили Светлане, как и положено при награждении, но один подарок тронул ее до глубины души. Семья, живущая в Протвино, услышав в одной из телепередач, что абсолютная чемпионка мира любит баню, преподнесла ей в подарок огромный букет... из березовых веников, чему, кстати, Светлана несказанно обрадовалась.
Началось награждение мужчин: III место занял Виктор Чмаль, II – Михаил Мамистов, I – Сергей Рахманин. Вот тут и случилась заминка. Сергей долго говорил о чем-то с главным судьей, академиком Юрием Леонидовичем Тарасовым, а потом медленно поднялся на пьедестал. Прежде я никогда не видела такого выражения лица у абсолютного чемпиона – мрачнее тучи стоял Сергей на ступеньке с номером I. А когда закончились все поздравления и награждения, он обратился к притихшему залу. Сергей был сдержан и краток. Суть его выступления сводилась к тому, что он не может считать себя абсолютным чемпионом России, поскольку в «темном» комплексе допустил ошибку, которую не заметили судьи. Он считает, что Михаил Мамистов отлетал лучше него, и он не может принять эту награду.
Чуть позже он мне сказал:
– Я не хочу, чтобы ленточка от медали мне всю жизнь шею жгла...
Судьи не стали пересматривать свое решение, тем не менее Сергей не взял ни медали, ни кубка, ни призов, положенных победителю. Зал стоя аплодировал ему. Не было еще в истории мировой авиации подобного прецедента, который может расцениваться только как исключительное мужество – человеческое и профессиональное.
Так что чемпионат завершился со знаком вопроса – кто стал абсолютным чемпионом? Правда, есть вопросы, на которые не всегда нужно давать ответы... А цена победы, как выясняется, не столько медали, сколько уважение твоих друзей, коллег и товарищей по команде.