RAMMSTEIN В ПЕТЕРБУРГЕ: перед концертом зрителей послали...

Все было «будь здоров» – как говорят, «круче только горы». Тилл Линдеман, солист группы, или как его называют, «самый главный Rammstein», попульсировав красным фонарем между третьим и четвертым ребром с левой стороны грудной клетки на заглавной композиции концерта (и последнего альбома «Mutter») – «Mein Herz Brennt», вполне удачно изобразил из себя горьковского Данко, вырвав (предположительно из междуреберного пространства) горящий факел типа новогодней пиротехники «римская свеча». И далее понеслись хит за хитом, сдобренные морем настоящего огня и в обрамлении отличного свето- и цветографического решений.
Мощный звук и отличное исполнение, отменный музыкальный и поэтический вкус. Язык военных команд и язык поэтики Гете и Шиллера органично вписывается в жестокий ритм ударных и баса, гитарные риффы, окончательно сокрушающие барьеры между сознанием и подсознанием, и все это под виртуозные приправы клавиш, которые то нежно манят женскими голосами, то мальчишески посвистывают, то заставляют вспоминать о еще одном великом немце – Иоганне Себастьяне Бахе…
Но только на следующее утро я все-таки сообразил, что было для меня не так. Происходящее на сцене было похоже на расписание поездов железной дороги. На красоту предсказуемости небольшого горного водопада, который веками бьет струями в одну и ту же точку на скале.
Да, отлично и качественно собранный в лучших немецких традициях механизм по имени Rammstein отработал с четкостью, надежностью, выверенностью и мощью спортивных моторов Porshe. Отработал, как образцово-показательное подразделение Вермахта: в этот отрезок времени выполняется поворот нале-; в этот отрезок времени – напра-; круго-; огонь!
И бьет огонь.
Тот самый пресловутый немецкий «орднунг» – железный порядок. Все – предсказуемо.
<z>Народ, пришедший на стадион «Петровский»</z>
А, собственно, кто это там сдуру ляпнул, что, мол, Rammstein – это «скиновская» команда, по окончании прослушивания которой бритоголовые начинают натурально бесчинствовать и крушить своими тяжелыми ботинками-«гадами» все и вся на своем пути?
Ну да, бритоголовые, то бишь скины, были. Но не мощной толпой, построенной в шахматном порядке по заветам великого Бисмарка. Обритые головы торчали вразнобой неподалеку от сцены суммарным числом около полусотни. На худой конец, сотни. И все!
А, между прочим, по информации, полученной в кулуарах, именно из опасения, что «скины» устроят очередной взрыв или на стадионе окажется излишнее количество то ли неких абстрактных чьих-нибудь фанатов, то ли просто буйных, которые устроят «манежную ходынку» в духе недавних московских событий, многие мамы и папы не пустили своих чад на стадион и побоялись идти сами. Кто-то после московских событий поспешил сдать билеты, а кто-то просто не дошел до касс. В итоге вместо ожидаемых двадцати пяти тысяч зрителей, даже с учетом приехавших Rammstein’овских фанов из Москвы, на «Петровском» собралось чуть больше десяти, пусть даже и тысяч. Почти провал.
В большинстве своем публика была стопроцентно нормальная – «ребята с нашего двора». Были и «чисто конкретные пацаны с наворотами», были и «новые бизнес-русские» – при дорогих костюмах, что не помешало им не па'рить задницы на удобных креслах VIP-трибуны, а отправиться в тусовку перед сценой. То есть, наши ребята, на хорошем роке выросшие, и черт с ним, что у них на лапах часы от Картье за несколько тонн баксов... Были и обломки айсбергов конца шестидесятых – начала семидесятых: хипы, хайрасты, рокеры в черных куртках («панки-старообрядцы», как их обозвал мой четырнадцатилеток).
Особо рьяных по части алкоголя ребята из РУВД Адмиралтейского района еще до начала выступления «разогревочных» команд отправляла в тесные и неудобные клетушки «бобиков» – охолонуть, протрезветь и получить возможность воспринять искусство Rammstein в трезво-приличном виде: фейс-контроль и обыски дамских сумочек в исполнении служителей порядка были на высоте. И поначалу я было обрадовался. А через пару часов конкретно не понял...
<z>Как всех послали на...</z>
То, что в качестве специальных гостей значилась предложенная организаторами тура, компанией Talent Concert Int., некая группа «Психея», было, в принципе, неважно. Ну, «Психея» – и «психея» с ней. Небось, молодые да талантливые. Однако все оказалось не так-то просто. Солнце все еще было высоко, часы фиксировали двадцать часов двадцать пять минут. Именно в это время на сцену вышли четверо довольно взрослых (за двадцать – это уже взрослые или нет?) парней и, объявили, что они и есть группа «Психея».
Если бы мне еще раз в жизни предложили – на выбор – прослушать выступление этих «психов» или рев турбин запрещенного в аэропортах всего мира Ил-86, я бы, ни секунды не колеблясь, выбрал отечественный авиалайнер. Грохот барабанов, удары почти что пяткой в грудь от бас-гитары, вой соло-гитары и визг так, похоже, и оставшегося навечно в пубертатном периоде, и посему на такое же время зациклившегося на нерешенных собственных подростковых сексуальных проблемах юнца, чей визг назвать пением невозможно даже после лошадиной дозы ЛСД, – вот то, что обрушилось на «Петровский». ЭТО (такое ощущение, что в момент удара по струнам через пацанов на сцене лупила фаза в 220 вольт, либо у них начинался эпилептический припадок) продолжалось добрых сорок минут. ЭТО получило вполне конкретную оценку у тех, кто уже второй (!) час продолжал ждать выступления команды, ради которой и пришел сюда: «Отстой! Конкретно отстой!!!» Но юнцы не сдавались. Реакция солиста группы «Психея» на вялые аплодисменты и крики «Чмо!» после очередного шумового эффекта последовала убойная (простите, цитирую дословно, из жизни слова не выкинуть): «Ну че не хлопаете? Обос...лись и в небо уставились? А вот там дрочит – вот, вижу, точно, дрочит! Давай, джамп, попрыгай, какого х..., б..., сюда пришел?»
Известно, что каждый сходит с ума по-своему. Как старый рокер, я не ханжа, и матом ругаться умею почище грузчиков бывшего «Лентрансагентства». Но при этом абсолютно точно знаю, что обилие мата в речи – признак скудости ума и бедности словарного запаса (проверено десятилетиями работы в журналистике). Да, все мы живем в реальном мире. Но последней соломинкой, которая сломала спину верблюда моего терпения, стала очередная «шумелка» «психов», в которой очень смутно угадывались слова «мальчик», «девочка» и «сперма», зато в шумовых паузах очень громко и отчетливо звучало: «Пошел на!..»
В итоге я нашел одного из менеджеров Talent’a, но ничего, кроме того, что группы разогрева подбирали сами Rammstein, он сообщить не смог. Меня это мало устроило. Насколько я помню, в нашем государстве по имени Россия существует Кодекс об административных правонарушениях, по которому далее цитирую:
«Глава 13. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок.
Статья 158. Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах… и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти рублей или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным, – административный арест на срок до пятнадцати суток».
И вот теперь я хочу понять: почему зарвавшегося юнца, во всеуслышание с усиленным в киловатты голосом посылающего десятитысячную зрительскую аудиторию, состоящую в большинстве своем из вполне респектабельных людей, – почему его органы правопорядка в лице доблестно обыскивающих подростков и дамские сумочки милиционеров из Адмиралтейского РУВД или запечатанных в бронежилеты крутых мужиков из ОМОНа, присланных сюда именно для охраны общественного порядка, не отправили в «обезьянник» «бобика» за компанию с перебравшими водки или перекурившими травы точно такими же юнцами?
Я исправно плачу налоги. Менты за счет в том числе и моих денег получают зарплату. Я заплатил деньги за концерт не для того, чтобы при полном попустительстве милиционеров, которых оплачиваю в том числе и я, меня вместе с сыном и женой какой-то недоносок несколько раз послал на х...
При этом я прекрасно понимаю, что в суд, который также получает зарплату, в том числе за счет заплаченных мною налогов, обращаться бесполезно, поскольку выйдет себе дороже.
Плавали, знаем.
В принципе, было понятно, что в Питере – пора белых ночей, и вся великолепно, между прочим, продуманная свето- и цветография шоу Rammstein напрочь потеряется в лучах лупящего в сторону сцены вечернего солнца. Непонятно только одно: эти ребята из Talent’а – они откуда, с луны свалились? Они не в курсе, что раньше одиннадцати вечера, а то и полуночи, по-правильному, концерты со светографией на берегах Невы и выше по глобусу проводить бессмысленно? Если не знали – то цена им ровно грош. Если знали – кто мешал в афишах указать с той же самой немецкой точностью, когда и кто будет выступать. Уверен, что на «разогревающих» «Петровский» был бы пуст, как мышеловка после удачного мышиного набега: ведь народ собрался послушать совсем не ту байду лажовую, которую несли «психи» и иже с ними.
Да, концерт самих Rammstein был, по большому счету, великолепен, даже несмотря на заученность и предсказуемость. Довольно большая толпа рванула с поля к выходу после легендарной «Du Hast» – пожалуй, самой знаменитой темы Rammstein; кто-то ждал именно ее. Но как только зазвучали следующие аккорды – замерли прямо у выхода, остановились, услышав начало темы «Ramstain», – молитвы, посвященной музыкантами памяти погибших во время катастрофы в 1988 году, когда в западногерманском городке Рамштайн во время авиашоу в результате столкновения двух самолетов, обломки которых рухнули на зрителей, заживо сгорели 50 человек и еще 20 получили тяжелые ранения. Эту молитву Тилл исполняет в горящем на раскинутых в сторону руках и на спине плаще – горящий человек-крест, память о безвинно погибших.
И снова факела из огнеметов, и снова взрывы разноцветной пиротехники по всему периметру рампы.
Вот только настроение перед концертом было крепко испорчено появлением четверых «психов». Я абсолютно уверен в том, что, будь топ-менеджеры Talent Concert Inc. умнее, обладай они хоть какими-то зачатками элементарного вкуса, то они сумели бы объяснить Rammstein’овцам, почему этих даунов на сценический портал «Петровского» лучше не выпускать.
Впрочем, чтобы это понять, надо, как минимум, родиться в Петербурге.
<z>Итак, в сухом остатке</z>
Нет никаких претензий ко всем, кто составлял пресловутый «Таранный камень» (дословный перевод слова Rammstein); не только к музыкантам, но и всему техническому персоналу, обеспечивавшему звук, свет и пиротехнику. Состоящая из нескольких десятков человек фирма «Rammstein» в очередной раз показал пусть и предсказуемое, но, тем не менее, отличное, высокопрофессиональное шоу. Кстати, в финале они меня все-таки зацепили своим драйвом, поскольку из глубины выверенности и «орднунга» вдруг плеснула искренность – самая поражающая эмоция.
Нет претензий и к зрителям, которые, по обыкновению, оттянулись в кайф по-питерски на все сто без битья витрин и разгрома автомобилей (чего так испугались столичные власти, отменившие концерт в Москве).
И нет претензий к капризной питерской погоде, подарившей сухой и теплый день: ждать три часа под дождем и при этом оказаться под атаками полного отстоя было бы равносильно окунанию в дерьмо по самые гланды. Вряд ли в этом случае на поляне «Петровского» осталась хотя бы половина пришедших на шоу.