Слово о полку пауэрлифтеров

Если бы жанр эпических сказаний до сих пор прилежно эксплуатировался, то пауэрлифтеры наверняка бы стали излюбленными героями современных былин. Пауэрлифтинг, иначе силовое троеборье, являет собой упражнения со штангой. Чемпионы работают с такими весами, которые нормальному человеку кажутся запредельными (как тут не вспомнить Святогора, попытавшегося приподнять Землю). Когда же этим «тяжелым трудом» люди преодолевают свои физические недуги, волей-неволей удивляешься возможностям человека как такового.
Пример тому – прославленный цирковой артист Валентин Дикуль и драматические коллизии его биографии. После тяжелейшего перелома позвоночника, казалось бы, навсегда прикованный параличом к больничной койке, Дикуль, тренируясь до умопомрачения, смог поставить себя на ноги и, более того, заслужить мировую славу. Ныне его фантастические рекорды наделяют людей почти что мистической верой в неограниченные возможности организма. А многих заставляют поверить в свое исцеление.
Оказывается, и в Петербурге есть спортсмены, чья богатырская силушка родилась в неудержимом стремлении к полноценному существованию. Желанием посмотреть на этих людей и было обусловлено появление корреспондента «Версии в Питере» среди штанг и прочего спортинвентаря в студенческом клубе «Политехник». Под грохот железной канонады довелось услышать несколько историй, весьма поучительных с точки зрения пропаганды здорового образа жизни.
<z>Завязать штангу в узел – нет проблем</z>
Виктор Абаев был одним из лучших питерских каратистов. Однако в 1989 году, как раз в то время, когда восточные единоборства получили в России официальное признание, этот человек, не мысливший себя без рукопашных схваток, попал в автомобильную аварию и получил очень серьезную травму левой ноги. После двух сложных операций коленного сустава о спаррингах на татами и речи быть не могло. Колено в любой момент могло сместиться. Но, как говорит Виктор: «Все, кто с детства серьезно занимается спортом, обречены до конца дней своих тренироваться и желательно выступать». Поэтому спортсмен переориентировался на показательную силовую технику каратэ. И сейчас мало кому под силу повторить его подвиги. Например, забить голой рукой гвоздь в девятисантиметровую доску или одним ударом превратить пивную бутылку в стеклянную пыль..Что же касается соревнований, то для удовлетворения этих амбиций Виктор избрал поприще пауэрлифтера. Ныне, забыв про больную ногу, он приседает со штангой весом в 260 кг. При всем при этом мастеру спорта и неоднократному чемпиону города по пауэрлифтингу уже 50 лет.
<z>У сильных людей сильный характер</z>
«Владимир Орешин из числа таких вот отмороженных, как и я. Он тоже нашел в себе мужество и выступает», – так отозвался Виктор Абаев о своем товарище, тягавшем штангу по соседству.
Как выяснилось, Владимир Орешин всю свою жизнь занимался тяжелой атлетикой. В начале
90-х он стал даже серебряным призером Рос-
сийского первенства по пауэрлифтингу. А в феврале 1995 года случилось непоправимое. Спортсмена поразил ишемический инсульт и, как следствие, – нарушение деятельности двигательного и речевого аппарата. Инсульт был перекрестным, то есть задел оба полушария мозга. Левая сторона тела была парализована. 16 дней Владимир пролежал в лежку.
Во время очередного обследования врач приговорил его к продолжительному постельному существованию. А в ответ услышал: «Это не в моем характере, я завтра встану и пойду». На следующий день пол, потолок и стены менялись местами, как стеклышки в калейдоскопе – кружилась голова, но человек, получивший инвалидность второй группы, не отказался от своих слов. После выписки еще год Владимир проходил под руку с сыном. Время от времени заглядывал в спортивный зал, хотя бы просто пообщаться с друзьями. Затем возобновил занятия и в итоге выступил на чемпионате Петербурга в возрастной категории после 60-ти.
Сегодня ветеран пауэрлифтинга весь день на ногах, после работы сразу на тренировки, без которых, по его нерушимому мнению, не прожить. После инсульта Владимир не мог самостоятельно сесть, теперь он приседает со штангой весом около 200 кг. От груди выжимает 130 кг, но уже через месяц надеется выжать 150 кг. Показатели, конечно, скромные, характерные разве что для кандидата в мастера спорта. Однако не всяк здоровый лоб справится с такой нагрузкой. «А вообще мечта любого лифтера выжать двести килограмм от груди. Какие наши годы,– восклицает Владимир,– двести килограмм не за горами».
<z>Психотерапия пауэрлифтингом</z>
Трагичный эпизод произошел и в жизни другого завсегдатая «Политехника» Павла Бадырова. В 1991 году во время поездки в Польшу он попал в автомобильную аварию, в результате чего тяжелая черепно-мозговая травма и сломанное колено пригвоздили молодого парня к койке в одной из калининградских больниц. К тому злополучному моменту Павел уже был мастером спорта по силовому троеборью, и вот враз превратился из здорового человека в почти инвалида, вынужденного при ходьбе опираться на тросточку. К тому же, пока лежал в больнице, его уволили с двух работ, с должностей охранника и телохранителя. В итоге после выписки: ни работы, ни здоровья, ни средств к существованию. В плачевной ситуации многим свойственно, пеняя на судьбу, запереться в четырех стенах наедине с зеленым змием. Вместо этого Павел Бадыров из больницы, не заходя домой, направился первым делом в спортивный зал, где сразу же взялся за штангу. Лег на скамейку, загипсованную ногу положил на стул и десять раз выжал от груди 120 кг. Затем, правда, чуть не упал в обморок. Так возобновились тренировки. В тот период Павел питался лишь макаронами и хлебом. Но, как говорит, не раскис лишь потому, что в его жизни светил один-единственный маяк – спортивный зал, то место, где он чувствовал себя состоявшейся личностью. «Вроде в жизни все паршиво, а здесь, в кругу единомышленников, я ощущал психологический комфорт»,– замечает состоявшийся директор охранного предприятия «Скат». Если бы не тренировки, Павел далеко не уверен, что стал бы тем, кем является сегодня. В этом же зале во время макаронного рациона товарищ подарил ему банку мясных консервов, полученных по талонам на работе в тогдашнее постсовдеповское время. В сантиментах сурового предводителя охраны не заподозришь, но вот уже десять лет Павел помнит об этом.
Колено оказалось травмированным настолько, что в троеборье выступать уже не светило. Однако в середине 90-х открылся отдельный соревновательный вид – жим штанги лежа. Это силовое упражнение, пожалуй, самое популярное из всех в пауэрлифтинге, так как позволяет определить «чистую» силу мускулов рук. И многие добры молодцы часто спорят между собой, кто сильнее. Сейчас по этому виду проводятся соревнования не только местного значения, но и мирового масштаба. Уже в 2000-м году Павел занимает 2-ое место на чемпионате России с результатом в 250 кг. На данный момент это абсолютный рекорд Петербурга.
<z>Комментарий</z>
<z>Тимур Бадыров, врач Военно-медицинской академии</z>
Большие веса пугают, прежде всего, людей неподготовленных. В то же время дозированная, постепенно увеличивающаяся нагрузка способна произвести оздоровительный эффект. Конечно, при некоторых заболеваниях часто рекомендуют пассивный образ жизни. В основном, медики себя подстраховывают от претензий больных в случае осложнений при неправильных тренировках. Их можно понять. Врач, который видит человека первый раз в жизни и советует ему идти в спортивный зал, рискует действительно попасть в неприятную ситуацию, если пациент начнет неграмотно тренироваться. Спокойнее действовать по принципу «не навреди», то есть посоветовать больному обходиться без физических нагрузок.
С другой стороны, когда сам больной понимает, что стал инвалидом, и ему об этом говорят врачи, сложно заставить себя бороться с незавидным положением. Психологически травмы, о которых шла речь, очень тяжело переживаются. Однако занятия пауэрлифтингом, в том случае, если они методически грамотно выстроены, плюс регулярное медицинское обследование, как правило, приносят положительные результаты. Виктору Абаеву не смогли полностью восстановить связочный разгибательный аппарат на ноге. Но благодаря физическим нагрузкам, основанным на самоконтроле, ослабленные связки стали восстанавливаться. Человек возвратился к нормальной жизни и, соответственно, восстановил свое душевное равновесие.
Слабость мышц, гиподинамия, группа заболеваний позвоночника – это те случаи, когда грамотные занятия пауэрлифтингом можно применить как общеукрепляющее средство и даже локализовать патологию.