Пастыри и овцы

Обращение в суд стало для Татьяны Александровны последним шагом в ее отчаянной тринадцатилетней (!) борьбе за свою дочь. По ее словам, эта история началась в марте 1988 года, когда Люда, 24-летняя незамужняя сотрудница закрытого оборонного предприятия, увлеклась православием и стала регулярно посещать Никольский собор. Именно там к ней подошла пожилая женщина, поинтересовалась, не хочет ли Люда отыскать свой путь к Господу. Получив утвердительный ответ, она предложила присоединиться к группе
энтузиастов, изучающих Библию в квартире на Индустриальном проспекте.
<z>Из рассказа Татьяны И.:</z>
«С того собрания Люда вернулась в явно одурманенном состоянии: зрачки расширены, движения скованы. Потом она рассказала, что вступила в международную организацию, насчитывающую пять миллионов человек, что на квартире они пили чай и истово молились Богу. Люда стала ходить туда почти каждый день, и эти сборища в корне изменили ее привычки и мировоззрение. Она ушла с работы, объяснив это Божьим требованием, постепенно отошла от друзей, которых стала именовать «кругом сатаны». Отныне она не выходила на улицу без платка на голове, перестала пользоваться косметикой. Однажды я проследила за Людой, чтобы понять, с какими людьми она связалась. Но устроительница этих собраний сказала, что моя дочь встала на путь отрицания греховного мира, частью которого являюсь и я».
В то время зарубежные религиозные организации еще не имели официальной регистрации в России, а потому определить принадлежность большинства миссионеров было нелегко. В самых жестких сектах декларировали, что учат, помогают людям постигать Божью волю. Что же здесь плохого?
«Только через полтора года, – продолжает Татьяна Александровна, – когда дочь стала приносить домой иеговистскую литературу, мы узнали, что она вовлечена в секту «Свидетели Иеговы». Но еще раньше мы были вынуждены обратиться за помощью к врачам. Люду обследовали в клинике неврозов, где ей был поставлен диагноз по психическому заболеванию и присвоена вторая группа инвалидности по психиатрии.
В ноябре 1989 года я обращалась в городскую прокуратуру, но оказалось, что иеговисты не нарушают ни одной статьи УК! Я настаивала, чтобы моя дочь получила квалифицированное лечение. В январе 1990 года собралась комиссия «светил», посоветовавшая Люде больше бывать на воздухе и «выпить водочки».
В 1990–1993 годах Люду обследовали в Академии Меньшикова под руководством профессора Федора Измайловича Случевского, который пришел к выводу, что пациентка действительно серьезно больна.
Из медицинского заключения для прокуратуры: «Зарегистрированные формы неправильного поведения И.Л. во времени прямо связаны с влиянием секты «Свидетели Иеговы», и оно, несомненно, является способствующим, если не спровоцировавшим наличие у И.Л. психических заболеваний... Религиозные секты создали в течение последних лет не описанные ранее группы психических расстройств, которые в скором времени, очевидно, найдут отражение в научной литературе по психиатрии». Тогда большинство специалистов Случевскому не верили.
«В 1990 году, – вспоминает Людина мама, – мою дочь в секте объявили грешницей. Чтобы «исправиться», она отнесла своим пастырям несколько очень дорогих вещей из дома: серьги с рубинами, перстень с александритом. Сняла с книжки свои сбережения. Кроме того, Люда по несколько дней отказывалась от пищи, ночами напролет молилась Иегове, потом ушла из дома. Через несколько дней двое сектантов доставили ее на грани истощения и с сердечным приступом в приемный покой одной из больниц. Люде было тогда 27 лет! По выходу из больницы единомышленники спрятали мою дочь на полгода (всего за 13 лет было 6 подобных исчезновений). Мне звонили домой и угрожали: «Если вы не измените свое отношение к этой религии, то больше не увидите дочь». Мне удалось объявить ее в розыск, и когда фотографию Люды показали по телевизору, она вначале позвонила мне по телефону, а потом прислала четыре письма, явно написанных под чью-то диктовку. В них повествовалось, будто больным человеком ее сделала... православная религия, а иеговистская, наоборот, исцелила! Домой Люда вернулась с черными от голода зубами и без ювелирных украшений.
В 1996 году старейшины секты велели Люде вычистить квартиру (впоследствии она в подробностях рассказала мне, как это было). У нас дома хранились старинные альбомы по искусству, нотная библиотека начала века – дочь все вынесла. Я обратилась в милицию, но в возбуждении уголовного дела мне отказали. После этого я решилась на парадоксальный шаг – оформила опекунство над собственной дочерью, чтобы иметь возможность организовать ее лечение. Ведь в секте Люде неодно-кратно говорили, что у них «есть врачи, которые могут снять любую инвалидность». Когда она в очередной раз уходила из дома, то сказала мне по телефону: «Вернусь, только если перестанешь заниматься моим здоровьем». У нее появился адвокат от секты – Марина С., и с ее помощью Люда попыталась оспорить решение.
То, что произошло потом, я считаю доведением моей дочери до самоубийства, хотя доказать такой состав преступления очень сложно. Судите сами: психически нездоровой девочке неоднократно внушается, что Иегова возьмет ее к себе после Армагеддона, после чего ее оставляют одну в квартире на проспекте Гагарина, услужливо приготовив таблетки, которые в определенном количестве действуют на человека как яд. Люда совершила попытку суицида, но ее, к счастью, удалось спасти. Правда, после этого ей был поставлен диагноз стенокардия.
После того, как я подала в суд на «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», дочь начали готовить к экспертизам. Мне довелось слышать по параллельному телефону у нас дома, как некая Диана П. (врач-психиатр) наставляла Люду: «Запомни, ты заболела до того, как познакомилась со «Свидетелями Иеговы». Они вместе разбирали Людину жизнь, и Диана учила, как нужно отвечать на вопросы экспертов. Моему тогдашнему адвокату, очень уважаемому юристу, предложили четыре тысячи долларов, чтобы он отказался вести дело. На процессе, который идет очень медленно, мои оппоненты возражают против проведения новой судмедэкспертизы. Моя дочь – тяжело больной человек. Сколько это продлится – не знаю».
По поводу времени заболевания Люды И. в редакции «Версии в Питере» имеется характеристика на девушку, данная в организации, где Люда трудилась до знакомства с иеговистами: «...Принята на работу в бюро технической документации, имела доступ к работе с секретными документами. Коллектив, в котором работала И., характеризует ее как общительного, контактного ответственного человека. Соответствовала требованиям, предъявляемым условиями работы, быстро освоила ее специфику: соблюдение инструкций. Исполнительская дисциплина, самоконтроль... В 1988 году была вовлечена в религиозную секту (как позже выяснилось, «Свидетели Иеговы»). За короткий срок резко изменилось поведение, внешний вид, замкнулась в себе, отказывалась выходить на работу. Уволена в январе 1989 года по болезни».
Между тем в суде президент Санкт-Петербургской ассоциации психиатров Точилов неожиданно был назван «лечащим врачом» Люды и утверждает, что заболела девушка, когда стала посещать православные храмы. По словам Татьяны Александровны, Точилов никогда не был лечащим врачом ее дочери и не консультировал ее.
<z>От хаты к хате...</z>
Какую прибыль религиозным сектам могут принести такие люди, как Люда И., – безработные, безденежные? У «Свидетелей Иеговы», например, они используются как агитаторы. Вероятно, ни одна религиозная организация не имеет таких подробных инструкций по привлечению новых членов в свои ряды (например, «Введения, побуждающие жильцов квартир слушать»). Основной упор делается на проповедование («служение») по домам. Каждый агитатор обязан отработать какое-то количество часов в неделю, обходя квартиры на вверенном ему участке. Судя по всему, между различными собраниями иеговистов поделен весь Петербург.
<z>«В записях о служении нужно указать имя и адрес каждого, кто проявляет интерес».
«Даже если участок прорабатывается редко, можно достичь большего, если постараться за-стать дома каждого человека, перед тем как отметить, что проработка участка завершена».
«Для посещения тех квартир, где никого не было в будние дни в течение недели, можно вы-брать время в субботу или в воскресенье... Плодовитыми бывают посещения таких квартир в ранние вечерние часы».
«Можно назначать встречи для проповеднического служения тогда, когда в школе заканчиваются уроки, чтобы подключать к этому мероприятию школьников».
«Если встречается интересующий человек, живущий на территории, за которую отвечает другое собрание, следует передать туда его координаты, чтобы братья поддержали интерес».
«В парках и на автостоянках... попробуйте проповедовать по одному, но держась недалеко друг от друга. Избегайте привлекать внимание к своей работе чем-либо, например не берите с собой больших сумок. Лучше, попроповедовав немного на одной стоянке, перейти на другую».
«Сознание того, что мы старательно ищем ОВЦЕПОДОБНЫХ ЛЮДЕЙ и заботимся о них, принесет нам удовлетворение».
(Цитаты из внутренних инструкций «Свидетелей Иеговы»)
Справка:
«Свидетели Иеговы» основаны в 1879 году Чарльзом Тейзом Расселом, малообразованным владельцем галантерейных магазинов в штате Пенсильвания (США), обвинявшимся в мошенничестве и лжесвидетельстве. Руководит организацией «Руководящая Корпорация» (15 человек), базирующаяся в Бруклине. По справочным данным, организация насчитывает 25694 общины и распространена в 203 странах и на островах. В России иеговистов боле 100 тысяч, в том числе в Санкт-Петербурге 15–20 тысяч. «Управленческий центр России и стран СНГ» находится в поселке Солнечное под Петербургом.</z>
«По зарубежным данным, количество психических заболеваний у «Свидетелей Иеговы» в 10–16 раз больше, чем в обществе в целом, а самоубийств – в 7–10 раз больше».
(Из обращения граждан Санкт-Петербурга к властям по поводу деятельности «свидетелей», 1998 год, 145 подписей.).