Моне – картины в небе

Организатор Гран-при Жан-Луи Моне проводит этапы в разных странах мира и приглашает на эти международные соревнования только лучших из лучших. «Версия в Питере» попросила абсолютного чемпиона мира и II Всемирных авиационных игр Михаила Мамистова рассказать об этом уникальном и зрелищном состязании летчиков, которое собирает тысячи зрителей.
<z>– Уникальность Кубка мира состоит в том…</z>
– …что каждый из нас летает ту программу, которую он считает наиболее эффектной, поскольку эти соревнования проводятся скорее для зрителей, нежели для судей. Отличие от классических международных и национальных чемпионатов в том и состоит, что мы сами составляем программы, используя в полете и дымы, и музыкальное сопровождение, которое кажется нам наиболее подходящим стилю пилотирования каждого летчика, его темпераменту. Кстати, летать под музыку можно по-разному: например, Сергей Рахманин, летая под аккомпанемент «ДДТ», старается очень точно попадать в такт каждой фигурой. Я, напротив, люблю импровизировать, и в 2000 году использовал в качестве сопровождения песню «Girl» в исполнении «Beatles», а в 2001 году – «Дом восходящего солнца» группы «Animals».
Я полагаю, что Жан-Луи Моне, привлекая таким образом как можно больше зрителей, пытается сделать популярным наш вид спорта – ведь он знает в этом толк, поскольку летал ведущим в пилотажной группе «Патруль де Франс».
<z>– Каковы были условия проведения завершающего этапа в Японии?</z>
– Он проходил в небольшом городке Мотеги, где расположена трасса для соревнований на гоночных машинах. Это очень красивое место и летать там было очень интересно.
Кстати, интерес зрителей год от года неуклонно растет: впервые на этап Кубка, проводимого в Мотеги, пришли 7 тысяч человек, на следующий год – 14 тысяч, затем – 21 тысяча, в 2001 году – 35 тысяч.
<z>– Как проходили соревнования?</z>
– Мы привезли с собой свои самолеты, собрали их, облетали, чуть-чуть потренировались. Соревнования начались с квалификационного полета, продолжительность которого составляла от 2 минут 30 секунд до 3 минут по желанию летчика. По результатам выступлений формировался порядок участия в следующем полете, являющимся основным соревновательным, который был назначен на следующий день: летчик, занявший последнее место, выступает первым, предпоследнее место – вторым и так далее. Правда, не всегда представлялась такая возможность, поскольку на каждом самолете вы-ступали по два-три летчика, и за одну минуту просто физически невозможно одному выбраться из кабины, а другому сесть, поэтому порядок полетов претерпел некоторые изменения. Мало того, индивидуальные выступления летчиков перемежались полетами пилотажных групп, которые тоже соревновались между собой.
Программа основного соревновательного полета несколько длиннее – от 3 минут 30 секунд до 4 минут, причем каждая лишняя или недостающая секунда штрафуется судьями – каждому летчику необходимо точно уложиться во время. Более того, квалификационное и основное выступления должны быть абсолютно разными и, соответственно, под разную музыку, чтобы зрители могли увидеть полеты, которые не повторяют друг друга. Вновь судьи оценивают выступления, и на следующий день три летчика, занявшие первые места, соревнуются между собой еще раз – это и есть суперфинал. Остальные спортсмены тоже летают в этот день в рамках авиашоу, чтобы продемонстрировать свое мастерство.
<z>– Как в итоге распределились места?</z>
– На 1 месте – Петер Бешени, на 2 – Клаус Шродт, на 3 – Николай Тимофеев. Петер и Клаус летали на одном самолете «Экстра-300» – машине, очень хорошей именно для показательных выступлений. А дальше места распределились таким образом: на 4 месте – Михаил Мамистов, на 5 – Светалана Капанина, на 6 – Светлана Федоренко, на 7 – Александр Кротов, на 8 – Сергей Рахманин, на 9 – Виктор Чмаль.
Надо сказать, что не обошлось без технических неисправностей. К сожалению, на СУ-31, на котором летали Капанина, Чмаль и я, дымовая система на некоторых полетах давала сбои. Мы пытались ее победить, нашли три неисправности, но система все же не работала так, как нужно. Поэтому, например, Светлане Капаниной в последний момент пришлось пересесть на СУ-26, а Виктор Чмаль выполнил полет без дыма, отчасти именно поэтому он оказался на последнем месте. Дело в том, что в системе судейских оценок есть пункт «работа с дымом», но коль дыма нет – нет и оценки.
<z>– Вас тоже подводил дым?</z>
– К сожалению, я не имел возможности работать с дымом в нужном режиме. В самолете на секторе газа есть очень удобная кнопочка, которая позволяет легко включать и выключать дым. А из-за неисправности в электрике нам пришлось работать тумблером, но я решил не перехватывать в процессе выполнения сложных фигур ручку управления, а просто включил тумблер на все время выступления, что тоже снизило оценки.
<z>– В классическом пилотаже вы завоевали самые высокие титулы, существующие в мире, ваши полеты – идеальны, а что значит для вас свободный стиль (free style)?</z>
– Маленькая поправка – идеально не летает никто, ошибки всегда есть: у кого-то побольше, у кого-то поменьше…
А что касается классики и свободного стиля – это абсолютно разные виды полетов и требуют абсолютно разных подходов. Обычно я всегда больше внимания уделял классике, и это нормально, потому что только летчики, достигшие больших высот в классическом пилотаже, могут участвовать в таких сложных соревнованиях, как Кубок мира. Ведь летаешь в основном не по приборам, а по своим ощущениям, и здесь очень важно, насколько летчик может владеть самолетом как своим собственным телом. Наши СУ-26 и СУ-31 – достаточно серьезная и сложная техника, и чтобы полет получился гармоничным, красивым и грамотным, необходимо чувствовать себя единым целым с самолетом. Без длительных тренировок на классический пилотаж этого добиться невозможно.
<z>– Насколько я знаю, у летчиков, занявших три призовых места, гораздо больше опыта вы-ступлений на Кубке мира?</z>
– Петер Бешени и Николай Тимофеев очень давно участвуют в этих соревнованиях, а меньше всего опыта оказалось у меня, Александра Кротова и Светланы Федоренко.
Я надеюсь, что чем больше мы будем летать на Кубке мира, тем выше станут наши результаты, так что перспективы у нас есть. Просто надо больше тренироваться и летать.