СЛАДКИЙ СКАНДАЛ

– Какую, зачем? – сразу удивилась бы заокеанская акула пера и по совместительству гиена видеокамеры.
А потому, уважаемый мистер Джонсон (Браун, Смит?), что в одном из выпусков новостей у вас прошел телесюжет, в котором четко просматриваются антироссийские настроения. Итак, будете писать или нет?
Вопрос: как отреагирует свободная пресса на подобный демарш зарвавшегося чиновника? Ответ известен, и к гадалке не ходи: по стенке размажут, расщепят на атомы. Но… это за океаном.
<z>Не халва, а шербет</z>
В начале текущего года съемочная группа псковской областной студии телевидения засобиралась в столицу Эстонии. Цель: подготовка видеоочерка о таллинском периоде творчества самого знаменитого писателя российского зарубежья Сергея Довлатова. Первый фильм цикла снимался минувшим летом в Пушкиногорье, где в свое время работал автор «Заповедника». Лента получила высокую оценку коллег, поэтому не мудрено, что автор идеи, журналист Александр Донецкий, решил продолжить свои исследования. Однако когда настало время получать заграничные паспорта с вклеенными туда визами, всем членам съемочной группы дали от ворот поворот. Более того, по некоторым данным, глава канцелярии Генерального консульства Эстонии господин Редпап в тот же день позвонил исполняющему обязанности председателя ГТРК «Псков» Владимиру Толкачеву и пригласил его к себе в гости для, как было сказано, серьезного разговора.
Когда ничего не понимающий Владимир Николаевич прошел на территорию сопредельного государства, то есть в кабинет начальника канцелярии, его хозяин без тени смущения потребовал предоставить ему объяснительную. В ней российский журналист должен был растолковать гражданину независимой Эстонии, почему несколько месяцев назад в одном из сюжетов «Псковских вестей» показали репортаж об инциденте в магазине «Орбита». И главное – ответить на вопрос, кто предоставил г-ну Толкачеву такую информацию?
Напомним, что осенью прошлого года, якобы при попытке вынести халву из супермаркета, сотрудниками охранной фирмы «Сова» был задержан гражданин, который, впрочем, был сразу же отпущен, потому что предъявил удостоверение на имя главы канцелярии Эстонии Владимира Редпапа. Об этом написали практически все псковские газеты.
– Откуда вы получили такую информацию про халву? – выпытывал у недоумевающего Толкачева эстонский дипломат. – Тем более что это была не халва, а шербет…
Ошеломленный и смятенный Толкачев вернулся на рабочее место и сразу же написал на имя представителя МИДа России в Пскове Ефименко полную горечи бумагу, в которой попросил содействия в разрешении конфликта. Всего одна цитата: «С подобной ситуацией мы сталкиваемся впервые. Она вызывает недоумение и вопросы, которые бы не должны мешать укреплению добрососедских отношений».
Выражаясь словами того же самого Довлатова, в каждом деле (тем более телевизионном!) должна быть некая доля абсурда. Впрочем, Сергею Витальевичу тогда было не до шуток, и ему потребовалось немало усилий, чтобы уладить назревающий международный скандал. Вечером того же дня последовал звонок на студию, и творческой группе в составе редактора Донецкого, режиссера Федоровой и оператора Владимирова было предложено прийти за документами. Как говорят в таких случаях: все хорошо, что хорошо кончается. При этом обрадованные «телевизионные деятели искусств» даже не обратили внимания на то, что не менее часа бдительные сотрудники канцелярии с пристрастием выспрашивали у них о целях поездки в Таллин, причинах, которые заставили их выбрать такую тему и т. д.
<z>А еще на наших женщин позарился...</z>
Псков – город маленький, но, тем не менее, российский. И это существенное обстоятельство (почему-то!?) не учитывает г-н Редпап, прибегая к подобным, мягко выражаясь, недипломатическим способам выяснения отношений с прессой. Впрочем, о странном, если не сказать больше, поведении этого господина с эстонским паспортом давно знают в городе.
Вот какую некрасивую историю совсем недавно рассказала корреспонденту «Версии в Питере» одна из псковитянок. Прошлой весной она обратилась в канцелярию ЭР с просьбой предоставить ей эстонское гражданство. Для этого были веские основания: ее дедушка и бабушка, как с отцовской, так и с материнской стороны, до войны проживали на территории Печорского района, что по законодательству сопредельной республики дает ей такое право. Буквально на следующий день после визита Анне, как она утверждает, неожиданно позвонил лично г-н Редпап и пригласил ее в интернет-кафе, что расположено рядом с представительством. Сообщив смущенной молодой особе, что процедура оформления паспорта довольно хлопотливая, ее визави, тем не менее, добавил, что может ускорить процесс. Правда, при этом многое будет зависеть от самой просительницы.
– Вы должны понять, услуги какого характера может оказать женщина мужчине, – примерно такая фраза якобы была произнесена г-ном Редпапом.
– Вы хотите, чтобы я легка с вами в постель? – спросила обескураженная женщина, и в ответ услышала слова, которые не украсили бы ни дипломата, ни джентльмена.
– Конечно, я отказалась от такой «чести», – продолжала свой рассказ Анна. – Некоторое время спустя я поделилась с подругами происшедшим, на что они, к моему большому удивлению, сообщили, что я, судя по всему, не первая, к которой также подкатывал эстонский консул. Конечно, обо всем узнал и мой муж-бизнесмен. Первым его движением было пойти и дать увесистую оплеуху неумелому ухажеру, который, пользуясь своим служебным положением, домогается у женщин близости. Но я его успокоила, сказав, что господин Редпап действительно не донжуан.
<z>Дипломат вне закона?</z>
Однако оставим в стороне физиологию, тем более что этот высокопоставленный чиновник своего так и не добился, а Анна получила документ, подтверждающий ее двойное гражданство, хотя и на месяц позже установленного срока. Для справки: понуждение к половому сожительству подпадает под ст. 133 Уголовного кодекса РФ вне зависимости от того, добился ли шантажист свой цели или нет.
Получается почти по Жванецкому: что охраняешь, то и имеешь. Господин Редпап отвечает за выдачу виз, так почему бы ему, как писал классик, не попользоваться насчет клубнички? Другой разговор, что в данном случае речь идет не о провинциальном поручике Кувшинникове. Перед нами, ни много ни мало, а дипломатическая персона, чья репутация дает основания судить о стране, которую он представляет. По всей видимости, наш высокий гость решил (по простоте ли душевной, а может, по каким-то другим причинам – не берусь судить), что наличие дипломатического паспорта дает ему право не только чувствовать себя хозяином в чужом магазине. И подтверждением тому – еще один эпизод.
Окончание учебы в Колледже культуры и искусства Лена Шаталова (имя и фамилия изменены) вместе с подругами решила отпраздновать в кафе. Тем не менее тот вечер девушка вспоминает с неохотой. Нет, сначала все было просто замечательно: они смеялись, шутили, а потом ее пригласил на танец некий довольно представительный на первый взгляд джентльмен, который сразу же представился финским бизнесменом по имени Иорман. Обходительный, он даже вызвался довезти ее до дома, но в машине от прежней галантности не осталось и следа. Не стесняясь в выражениях, заезжий ловелас с ходу предложил Лене стать его… содержанкой. Мезальянса, тем не менее, не случилось, но каково же было удивление девушки, когда уже некоторое время спустя она узнала, что ее навязчивый ухажер не кто иной, как глава канцелярии Эстонской республики в Пскове.
Говорить о нравственности, других моральных категориях в нашем случае не приходится – в задачу журналиста не входят обязанности воспитателя. Тем более что самого Владимира Редпапа такие деликатные моменты его деятельности на территории Пскова, кажется, тоже не волнуют. Бог ему судья…
P.S. Как нам стало известно, в настоящее время обязанности руководителя канцелярии Эстонской республики выполняет уже третий с начала года дипломат. По всей видимости, Псков для них считается своеобразной стажировкой. В это же время г-н Редпап официально считается в отпуске, хотя в настоящее время он находится в городе.
Скорей всего, Министерство иностранных дел ЭР решило заменить одиозного дипломата на человека, который на посту руководителя канцелярии будет соответствовать своему высокому статусу.
Если наше предположение верно, то его можно считать добрым знаком: подобные действия, на самом деле, будут способствовать укреплению взаимовыгодных партнерских отношений между нашими странами.