Перед законом все равны

Владимира Путина реплика «Красного тундровика» явно застала врасплох. О ситуации с Бутовым он не знал, в чем честно признался журналисту. И тут же пообещал разобраться: мол, обещаю вам, сегодня же вопрос будет предметом моего разговора с генеральным прокурором. Разговор этот, надо полагать, состоялся. Буквально сразу же Ненецкая окружная прокуратура вынесла два постановления: о предъявлении Бутову уголовного обвинения и об объявлении его в розыск. А вот дальше произошло удивительное. Уже 28 июня заместитель генерального прокурора по Северо-Западному федеральному округу Владимир Зубрин отменил оба постановления и передал дело губернатора в ведение прокуратуры Архангельской области.
<z>Ай да Бутов!</z>
По словам временно исполняющего обязанности прокурора округа Андрея Мухина, губернаторское дело появилось полтора года назад, после проверки Счетной палаты, которая выявила нарушения при финансировании Северного завоза в 1997 году. Якобы основанные Бутовым еще до вступления в должность окружного руководителя компании «Сэр-Варк» и «Транс-НАО» заработали на Северном завозе 8 миллиардов и 22 миллиарда рублей соответственно, будучи посредниками между администрацией и нефтяной компанией «Пурнефтегаз».
Однако в версии Владимира Бутова все выглядит иначе. В частности, беседуя с корреспондентом одного уважаемого сетевого издания, опальный губернатор заявил, что все деньги так и остались у государства, а он просто является жертвой экономического передела Ненецкого автономного округа, который за последние годы из дотируемого превратился в регион-донор. Более того, оказалось, что от правосудия Бутов не скрывался, а все это время жил в Москве и исполнял свои обязанности в офисе представительства округа. И накануне того, как официального ненецкого вождя объявили в розыск, он даже посетил Генеральную прокуратуру.
Тем не менее расследование дела продолжается. Правда, заслуживает внимания факт, что отменил постановление о предъявлении обвинения в злоупотреблении Бутовым должностными полномочиями именно Владимир Зубрин, человек, известный своей железной хваткой, когда речь идет о якобы имеющих место нарушениях петербургских чиновников. Здесь заместитель генерального прокурора демонстрирует недюжинное упорство.
<z>Что делать: Питер не Кувейт</z>
Вообще, надо признаться, столь противоречивая позиция Владимира Зубрина вызывает недоумение. Как он сам сообщал журналистам полгода назад, наибольшую обеспокоенность у Генеральной прокуратуры в СЗФО вызывает ситуация в Архангельской и Мурманской областях, в Республике Карелия, а также в Санкт-Петербурге.
В этот список не попал, допустим, «благополучный» Псков. Однако двумя месяцами позже на Псковщине расстреляли прокурора Валерия Асрияна, исполнители заказного убийства скрылись на белом «ауди-80», а местные осведомленные источники изрекли: не надо прокурорам с нехорошими людьми якшаться. Расследование происшествия было возложено, понятное дело, на Владимира Зубрина.
Не вспоминали в Северо-Западной прокуратуре до поры до времени и о деле Бутова. Хотя в Ненецком автономном округе давно говорят о том, что губернатор уже успел в своей жизни дважды предстать перед судом. В первый раз в 1986 году, будто бы за хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем мошенничества, а затем, в 1991 году, по мужской статье – браконьерству. Странно, что неделю назад все это не смутило Владимира Зубрина. Видимо, с его точки зрения, ненецкий губернатор требует к себе куда более бережного отношения, нежели ранее несудимые петербургские вице-губернаторы. Совсем недавно пресс-секретарь градоначальника
озвучила мнение: не следует искать в петербургском деле какой-то мифический след, надо лишь адресовать вопросы, чем же вызвано пристальное внимание к исполнительной власти Северной столицы, заместителю генерального прокурора Владимиру Зубрину.
И действительно, почему лихорадит Петербург? Не хотелось бы думать, что спокойная жизнь Владимира Бутова объясняется лишь богатейшими природными ресурсами его округа, где на каждого местного жителя приходится по 18,5 тысяч тонн черного золота. Неужели этим окупается правосудие?