Чемпион по протесту

В авторалли все куда как хитрее. Помнится, лет десять назад технические комиссары пытались ловить мировых знаменитостей, гонявших тогда на «Тойотах» и «Мицубиси», на маленьких технических хитростях. Электронный впрыск был тогда в новинку, и простая замена платы управления «мозгами» позволяла добавить к предельно разрешенным «лошадкам» еще табун голов в эдак 50–80! С тех пор на множество хитрых «болтов с левой резьбой» было придумано не меньше «разводных ключей с обратной головкой», но технические хитрости нет-нет, да и выстреливают «в минус». Раллийные фанаты, особенно болеющие за Peugeot, минувшей весной выпили немало литров крепкого, заливая горечь дисквалификации сначала Маркуса Гронхольма (получил постороннюю помощь вне зоны сервиса), а затем и Ричарда Барнса на ралли «Аргентина». У Барнса вообще случай оказался из области фантастики: техническая экспертиза выявила, что маховик двигателя его автомобиля оказался всего на 20 граммов (!!!) легче нормы. И в результате победа от «пыжиков» перебежала к «фордам» (официальным победителем этапа стал Карлос Сайнц). Вот так!
<z>Школа выживания</z>
Но это там, у завзятых капиталистов. А что у нас?
А у нас тоже болтов с левой резьбой – как на каждого мудреца пресловутой простоты. Было дело: 21–23 июня в окрестностях городка Лахденпохья, что в Карелии на берегу Ладожского озера, сильнейшие раллисты России разыграли предпоследний этап национального Чемпионата в этом, признаюсь, горячо любимом мною виде спорта. Поскольку (это информация для фантиков) ралли – наиболее близкий каждому, кто думает, что умеет управлять автомобилем, вид спорта. На самом деле подавляющее большинство управлять автомобилем не умеют – они способны только перемещать его в пространстве.
Ну да я не про то, а про тактику и стратегию борьбы за звание российского чемпиона. Поначалу было жуть как интересно. Тем более что всего две недели назад на предыдущем этапе в Гуково (Ростовская область) всех (а это прежде всего три экипажа команды ITERA; для тех, кто не знает, – компания такая есть, «дочка» «Газпрома») уделал в пух и прах Хвостатый У, то бишь Сергей Успенский, получивший прозвище из-за манеры завязывать волосы в конский хвост. Знаменит он тем, что три раза подряд стал чемпионом России – наивысшее достижение, по меньшей мере в российском ралли. Так что дуэль Успенский против «Итеры» заставляла судорожно трепетать фанатское сердце и пускать слюни в предвкушении Большого Шоу!
Правда, в кулуарах поговаривали о том, что Хвостатый У никуда не поедет. Фишка в том, что после его победы в Гуково «Итера» написала протест с требованием проверить, не схитрил ли чего обидчик в области пресловутых «леворезьбовых болтов». Короче, мотор автомобиля был разобран до винтика, правила проведения ралли это разрешают.
И снова – для фантиков. Машины, о которых идет речь, несколько от «Запорожца» отличаются. Это автомобили, специально подготовленные для участия в Чемпионатах мира, так называемые WRC («World Rally Cup» – «Кубок мира по ралли»). Их стоимость достигает миллиона долларов. Собрать обратно мотор такого автомобиля даже в условиях навороченных супермастерских нереально, поскольку их сборкой, а точнее строительством, занимаются считанные фирмы во всем мире. Успенскому моторы для его Subaru WRC уже не первый год строит частная фирма в Англии, куда, собственно, разобранный мотор и был отправлен. Была, к слову, у Сергея Успенского подобная ситуация. Только двигатель он тогда сломал сам, а вот до следующей гонки оставалось, как и в этом случае, всего две недели. Разница в том, что в первом случае англичане не подвели – прислали резервный двигатель. А вот сейчас у них такого не оказалось.. Короче, на старте ралли «Карелия» Успенский так и не появился.
И все стало скучно.
<z>И мы не лыком шиты...</z>
Нет, конечно, посмотреть, как по хитрым и коварным карельским трассам в последний раз в современной истории российского автоспорта проносятся автомобили мирового класса – те же Subaru WRC,– было, бесспорно, интересно. В последний – потому что с будущего года по решению международной Федерации автоспорта (FIA) WRC к участию в национальных чемпионатах допускаться не будут. Вот только стопроцентная предопределенность навевала скуку. «Итеровец» Евгений Васин лидировал два дня. Его директор и по совместительству еще один пилот «Итеры» Александр Лесников оба тех же дня был уверенно вторым. Тройку лидеров замыкал еще один «итеровец» Желудов. Ну да, быстро. Ну да, красиво. Но… скучно. Это все равно как смотреть финал по футболу в записи, заранее зная счет.
Правда, на третий день кое-что изменилось. Васин начал проигрывать Лесникову. Да еще в самом конце, по официальной версии, и два колеса пробил. Вот, собственно, и весь интерес: не Васин первый на подиуме, а Лесников. А борьбы-то так и не было.
Нет, ничего плохого в адрес «итеровских» гонщиков сказать не хочу: тот, кто садится за руль такого аппарата, как WRC, и умеет его пилотировать с разной степенью успешности – достоин всякого уважения, как пилот реактивного истребителя: класс (в сравнимых параметрах) почти равный. Но вот закулисье… А в нем была озвучена неофициальная версия (кем – неважно), что «Итера» отвела Васину роль Рубенса Барикелло: пропустить Лесникова вперед. Причина проста. Александр Лесников хоть еще и достаточно молод по возрасту (ему только 43; Васину, к слову – 45; старейшему действующему российскому пилоту в ралли Виктору Ганину – 53, для сравнения), но как директор команды и гонщик, выступающий за рубежом, он просто не в силах работать еще и в кресле пилота в российском Чемпионате. А потому, как говорят, в «Итере» было принято решение: разрешить Лесникову уйти из российского первенства. Но при этом он должен уйти Чемпионом.
Что и было сделано.
<z>Просто, как дважды два</z>
Арифметика победы проста – давайте считать вместе. На каждом этапе Чемпионата за победу гонщику начисляется 20 очков. Второе место «весит» 15, третье – 12 очков. После победы Успенского в Гуково расклад был таким: лидер Чемпионата – Васин, 50 очков по сумме всех этапов. Лесников – второй, 47 очков. Успенский – третий, 40 очков. Теперь прикинем расклад: до конца Чемпионата оставалось два этапа: карельский и еще один, или в Сочи, или в Новороссийске (где денег на этап Чемпионата наскребут, там и будут проводить, опять-таки шепнули в закулисье). Предположим, оба этапа выигрывает Успенский. 40 + 20 + 20 = 80. Если Васин стабильно второй, то: 50 + 15 + 15 = 80. При равенстве очков победу присуждают тому гонщику, у которого больше побед на этапах. То есть и в этом случае Успенский становился бы четырехкратным. Третий – Лесников: 47 + 12 + 12 = 71. То есть все равно третий, но никак не чемпион. Да, возможны и варианты, но в «Итере», прежде всего, похоже, просчитали именно вариант с двумя победами Успенского.
И в Гуково появился протест, который фактически вышиб Успенского из борьбы за звание чемпиона и в итоге сделал чемпионом Лесникова. Фактически, чемпионом по протесту. Неважно, что техническая комиссия сделала вывод, что двигатель автомобиля Успенского соответствовал абсолютно всем требованиям! В этом случае Правила ралли обязывают подавшую протест сторону сперва внести залог, а затем (цитирую официальный документ) «15.2.4. Если указанные выше работы производятся для рассмотрения протеста, залог (размер которого должен указываться в Частном Регламенте ралли) должен быть уплачен подателем протеста и, в необходимых случаях, должен быть увеличен для покрытия всей стоимости выполненных операций. Если по результатам проверки протест признан обоснованным, то залог должен быть возвращен подателю протеста, а расходы относятся на счет провинившегося» (Правила организации и проведения ралли. Настоящие Правила являются основной нормативной базой для подготовки и организации ралли, проводимых в соответствии со Спортивным календарем Российской автомобильной федерации).
Провинившимся Хвостатый У не оказался, и, поговаривают, «Итера» выплатила ему стоимость нового (!) двигателя (а это, по скромны подсчетам, около $50 000). Так это или не так – не знаю, свечку не держал. Но факт остается фактом: не стартовав в Карелии, Успенский пролетел с четвертым чемпионским званием, как пресловутая фанера на столицей Франции. Считаем еще раз.
Победитель ралли «Карелия» Лесников заработал 20 очков. 47 + 20 = 67.
Второй Васин – 15 очков. 50 + 15 = 65.
Успенcкий не стартовал – 0 очков. 40 + 0 = 40.
Даже если Успенский и выиграет последний этап Чемпионата, то он наберет 40 + 20 = 60 очков. Стало быть, Лесников и Васин могут не стартовать: маневр команды «Итера» уже принес директору команды звание чемпиона, а остающемуся еще минимум на несколько лет в строю Евгению Васину почетное второе место.
Ну да, на подиуме никаких шоу с перевручением призов за первое место не случилось, хотя то, что Васин в третий день стал откровенно «сливать» в пользу Лесникова, было видно всем.
А посему никто никого на лимон зеленых, a la Shummi, опускать не будет. Вот только Шумахер после своей как бы победы в Австрии сказал, что, хотя решения команды не обсуждаются, эта победа для него имеет привкус горечи.
Насколько Александру Лесникову сладко уже фактически заработанное звание чемпиона-2002?
<z>Вместо эпилога</z>
И опять о годе будущем, когда из национального Чемпионата уйдут машины WRC. Говорят, что «Итера» собирается заменить нынешние болиды на машины группы N. В нее сейчас попадают тоже достаточно мощные аппараты типа Mitsubishi Lancer EVO, причем на ралли «Карелия» мы уже увидели две новых – седьмых! – «эволюции» этого концерна. А также в Карелии мы увидели и неожиданно вернувшегося в команду «Балтийского завода», пожалуй, самого перспективного и фантастически быстрого из молодых гонщиков России Дмитрия Корсакова, который здесь чуть-чуть уступил в этой зачетной группе (N) более опытному и лучше знающему карельскую трассу Андрею Жигунову.
Ох, боюсь, что при пересадке на автомобили по группе N у «Итеры» возникнут серьезные проблемы. Поскольку у «балтийцев» хватит ресурсов, даже в случае полного демонтажа автомобиля на технической комиссии на предыдущем этапе, отправить Корсакова на следующую гонку, пусть даже и через неделю.