В погоне за длинным рублем

<z>Дурят нашего брата</z>
Большинство газетных предложений оказывалось, не к ночи будь помянуто, сетевым маркетингом. Об этой системе написано столько, что повторяться нет смысла. Можно только отметить: печальная слава «сетевой коммерции» настолько распространилась, что по телефону «работодатели» обычно отделываются общими словами, приглашая для беседы в офис, где и начинаются рассказы о блестящих перспективах, невероятных заработках. В общем, стандартная для такого случая «промывка мозгов». Так, к примеру, законодатель моды в этом деле, «Гербалайф», теперь не просто пытается втюхать лохам свое чудо-лекарство, он приглашает на «оздоровительные курсы по новейшей методике»… А дальше, как говорится, по тексту.
Впрочем, дураков стало гораздо меньше. Если раньше с таких посиделок чуть ли не половина пришедших бежала отовариваться, то теперь ситуация иная. Так, в одном офисе во время упоенного изложения предстоящей райской жизни из угла раздался голос: «А, ребята, это тоже «Гербалайф»!» (Хотя продавать предстояло совсем другой товар.) Половина присутствующих тут же ломанулась к выходу со скоростью испуганных оленей...
В другой конторе, предоставляющей работу в офисе, предложили для начала приобрести на 700 рублей канцелярских товаров, якобы необходимых для работы. (Из золота они там, что ли?) А потом – получать «проценты от продаж». Которые, скорее всего, будут близки к нулевым.
<z>Энергия есть – ума не надо</z>
Безусловно, существуют и фирмы, которые не требуют вложения первоначального капитала. В одну из них, продающую диски с музыкой типа «русского шансона», меня с удовольствием взяли, заявив, что я парень спортивный и справлюсь. Глубинный смысл этих слов выяснился на следующий день, когда с раннего утра я вышел на работу в качестве ученика опытного агента – смотреть за его манипуляциями и набираться опыта.
Мой патрон действовал по принципу «энергия есть – ума не надо». К примеру, ввалившись в какое-то кафе, он убил сорок минут на разговор с двумя похмельными парнями в «косухах» и майках «Металлики». Между тем, пытаться продать этим ребятам «русский шансон» – то же самое, что шмат сала правоверному мусульманину. Хорошо, что нас хоть не побили...
Вдобавок выяснилось, что мой «учитель» в продаваемой музыке совершенно не разбирается, а потому что-либо внятно объяснить потенциальному покупателю он не в состоянии. По работе и результат. За девять часов мы проперли пешком все Купчино, заглянули в десятки торговых точек и продали всего несколько «сидюшек». Потом патрон, попросив подождать, нырнул куда-то и исчез на бескрайних просторах Лиговского проспекта...
Впоследствии, наведя справки, я выяснил: среди подобных фирм существует своя иерархия. Там, где продают ликвидные вещи, агенты не требуются. И настоящие профессионалы работают (и хорошо зарабатывают) именно там.
<z>Питер – это не Москва</z>
А вот рассказ девушки, попробовавшей себя в фирме, навязчиво и нудно рекламирующей на телевидении разные товары.
«Мне предстояло «втюхивать» некое средство, выводящее из запоя и отбивающее тягу к спиртным напиткам. О действенности его не скажу ничего – не пробовала. А моя работа заключалась в том, чтобы не только принять заказ, но и уговорить клиента. Оператор получает 3 процента с каждой продажи. А минимальная упаковка чудо-средства стоит 100 долларов.
Рабочий день длится 12 часов и состоит, в основном, из ожидания. При этом читать или еще чем-нибудь заниматься запрещено. А вы пробовали полдня смотреть в стену? Звонки от клиентов были редки, как эдельвейсы в горах. Причем показалось, что это, может, в Москве, откуда проект «родом», много прилично зарабатывающих пьяниц. У нас к тому времени, когда человек решает «завязать», у него нет ни ста долларов, ни возможности их достать. Поэтому большинство клиентов вежливо отказывались от заманчивого предложения. За рабочий день наша группа из шести человек оформила 7 заказов. Мои новые коллеги не производили впечатления обеспеченных людей. Один, к примеру, рассказал, что ему пришлось наскребать мелочь, чтобы доехать до офиса...»
Возникает вопрос – кому это все нужно? Вряд ли такая «аховая» работа сотрудников приносит большие деньги создателям подобных фирм. Что-то здесь не вытанцовывается. Рискнем предположить – дело отнюдь не в объеме продаж. Просто где-то на недосягаемом верху подобных структур (а их центры, как правило, располагаются в Москве, а то и за границей) идут какие-то свои игры. Как сказал один ушлый человек: «Ты ничего не понимаешь. Какие-то люди сели в теплые кресла в Москве и получают большие зарплаты. Им надо как-то их отрабатывать. Вот они и закручивают иллюзию бурной деятельности. Примерно так же, как множество нашей творческой интеллигенции профессионально борются с «русским фашизмом», которого никто не видел. А остальное – всего лишь декорация...»