Хроника «диких» пляжей

В городе и его пригородах имеется аж 346 различных водоемов. Во многих из них купаться нельзя по определению. Однако купаются.
Пруд в Юсуповском саду. В непроточном и мелком водоеме с грязно-зеленой водой плавают различные предметы – начиная от бутылок из-под лимонада и заканчивая презервативами. Здесь моют собак. В этот пруд во время дождей смывается весь мусор, накопившийся в парке. И тем не менее... В водоеме в жаркую погоду постоянно кто-то плещется.
– Простите, вы не боитесь, что вода тут не слишком чистая? – спрашиваю одного из родителей, которые благодушно наблюдают, как плещутся их чада.
Ответ повергает меня в шок:
– Да что тут может быть заразного? Вода-то непроточная! Откуда сюда зараза приплывет!
Немного позже мои собеседники объяснили истинную причину своей биологической безграмотности:
– Ребенок купаться хочет. А за
город у меня его вывозить времени нет...
Что ж, значит, потом придется найти время для походов по врачам. Потому что в подобных прудах можно подцепить что угодно.
Между прочим, в прошлом году корреспондент в этом самом парке был свидетелем, как из него вытаскивали очередной труп утопленника. Такое здесь случается каждый год – и ни у кого не вызывает даже любопытства. Привыкли.
Однако в воду народ продолжает жизнерадостно лезть. Причем не только дети, но и люди, которые, судя по их виду, имеют полную возможность съездить куда-нибудь, где почище…
Ну, а как же! Мы, русские, люди смелые. Это микробы пускай нас боятся.
Но кроме этих самых микробов, имеются у городских «диких» водоемов и другие весьма милые черты.
Вот, к примеру, пруд на улице Демьяна Бедного – если так можно выразиться, искусственно-естественного происхождения. А если точнее, водоем естественно образовался как памятник человеческому разгильдяйству. Несколько лет назад здесь начали строить многоэтажный дом. Когда рыли фундамент, наткнулись на какую-то подземную реку. Вода залила котлован. Стройку свернули. Строительный мусор столкнули бульдозерами в образовавшийся пруд. Что теперь лежит на дне, не знает никто. А народ купается. Каждое лето здесь кто-нибудь тонет. А уж распоротых различными донными железяками ног и других подобных травм не считают.
А вот, пожалуй, один из самых зловещих городских водоемов – пруд в парке Сосновка. Вода тут чистая, а окружающая густая зелень создает ощущение, что вы за городом. Неудивительно, что от отдыхающих отбою нет.
– Вам не страшно здесь купаться?
– Да разве можно в этой луже утонуть? – бодро отвечают вылезающие из воды парни.
Но самое-то смешное, что можно. И очень даже легко. Этот пруд (уже полностью искусственного происхождения) имеет подземный сток возле одного из берегов. В месте стока образуются опасные подводные течения, справиться с которыми сложно и опытному пловцу. А если учесть, что отдыхать на лоне природы значительная часть наших сограждан в трезвом виде как-то не научилась... И выпив стопочку-другую, лезут в воду в таком виде, в котором можно и в ванне утонуть. Итог – как утверждают местные жители, прошлой осенью из безобидного на вид водоема было извлечено пять трупов. А за все прошлое лето в различных водоемах Питера утонуло более 200 человек.
При этом, выражаясь словами популярной песни, «никто ни в чем не виноват». Как пояснили в Горсанэпиднадзоре: «Мы – надзорная организация. Мы работаем только с зарегистрированными пляжами. Иногда, так сказать, из милости берем пробы воды и из других водоемов, но у нас просто на это нет сил». В пресс-службе Территориального управления администрации Калининского района пояснили, что граждане, купающиеся на незарегистрированных пляжах, могут привлекаться к ответственности лишь в двух случаях: при купании в местах интенсивного судоходства и в водоемах с питьевой водой, около которых стоят таблички «купание запрещено». За это штрафуют. А запрещать купаться в других местах – значит, нарушать права человека.
И в самом деле. Кому какое собачье дело. Ну, хочет человек подхватить кишечную палочку или грибок. Ну, желает закончить свою жизнь молодым, утонув в пьяном виде в каком-нибудь пруду. Его право. Беда только в том, что вслед за взрослыми дядями в «дикие» водоемы лезут дети, которым никто этих тонкостей не объяснил. А врачи потом хватаются за голову…
Думается, прочитав этот материал, многие горожане иронично улыбнутся: «Эк вон загнул. Да всю жизнь купаюсь в таком-то пруду – и ничего!» Это, конечно, верно. Каждый из нас непоколебимо уверен, что уж с ним-то точно никогда ничего подобного не случится. Но только ведь с каждым из тех двухсот, кто в прошлом году нырнул и не всплыл, это случилось в первый раз. И в последний.