Большевистское кредо «Илим Палпа»

После того, как почти год назад в результате судебных решений по искам миноритарных акционеров «Илим Палп» лишился пакетов акций двух своих крупнейших комбинатов, руководство компании всеми правдами и неправдами пытается не допустить новых собственников – компании «Континенталь Менеджмент» и «Банкирский Дом Санкт-Петербург» – до управления предприятиями. Помимо встречных судебных исков и пиар-кампании в СМИ, «Илим Палп» развернул истерию по поводу возможного силового захвата предприятий.
Летом 2002 года в Коряжме, где размещается Котласский ЦБК, менеджеры ИПЭ не пустили новых акционеров на территорию комбината и принялись готовиться к штурму. Железнодорожные пути к комбинату были перекрыты пустыми вагонами, на площади дежурили сотни людей, была создана даже колонна демонстрантов из работников предприятия... Позже аналогичные события стали происходить и в Братске. В газете «Братский лесохимик» из номера в номер печатались сообщения руководства БЛПК: «Штат службы безопасности усилен сотрудниками из других силовых структур города... Работают несколько десятков высококвалифицированных сотрудников, оснащенных необходимыми спецсредствами и оружием».
Уже тогда большинство наблюдателей сходилось во мнении, что вариант силового захода новых акционеров на КЦБК и БЛПК выглядел крайне маловероятным. Однако «Илим Палпу» надо было, во что бы то ни стало, создать в глазах рабочих «образ врага» (тоже, кстати, типично большевистский ход). А за спиной трудящихся – организовать «нужные» постановления судов в ответ на те, что были на руках у новых акционеров.
По сообщениям наших коллег, когда борьба в правовом поле продолжилась, илимпалповцы заблокировали пути к БЛПК КамАЗами, объявили на комбинате выходной день и вывели по разнарядке рабочих на площадь перед заводоуправлением. По замыслу ИПЭ, эта толпа должна была означать проявление «народного гнева» и солидарности рабочих масс. Таким образом, работники, зачастую против своей воли, вынуждены были буквально своими телами защищать интересы акционера предприятия – компании «Илим Палп Энтерпрайз» (которая, по мнению их оппонентов, в юридическом плане сегодня является лишь миноритарием обоих комбинатов).
О том, какими методами привлекали рабочих к защите БЛПК, пишет в своем обращении к братским депутатам работник комбината Александр Рыжков:
«Руководство предприятия сделало меня заложником... Если стоишь в «живом щите», дают водку и отгулы. А если не хочешь подчиняться, увольняйся с предприятия». По словам работника Братского ЛПК Евгения Батырева, «решение о «защите» предприятия не было решением трудового коллектива, инициатива полностью исходила от руководства комбината. К дежурству у проходной в тридцатиградусный мороз были привлечены сотрудники предприятия, многие из которых имеют семьи и воспитывают маленьких детей».
Но издевательства над рабочими на этом не закончились. Для защиты от новых собственников БЛПК «Илим Палп» организовал доставку «вахтовым методом» в Братск (как и ранее в Коряжму) сотрудников санкт-петербургского ОМОНа – бойцы, числящиеся в официальном отпуске по месту основной службы, фактически стали выполнять функции охранников БЛПК. На это обратил внимание депутат Госдумы Сергей Колесников:
– Я попросил заместителя генпрокурора РФ по Сибири обратить внимание на незаконное использование сотрудников милиции, поставить под особый контроль действия чиновников из правоохранительных органов региона. Мне представляется, что государственный надзорный орган, прокуратура, должна выяснить, какие финансовые или иные мотивы движут местными чиновниками.
Местные рабочие отмечают, что питерские омоновцы непонятно на каких основаниях выполняют функции охранников комбината, а заодно и надсмотрщиков за его трудовым коллективом.
«Всем, кто попадает на территорию предприятия, люди в камуфляжной форме угрожают оружием, оскорбляют нецензурной бранью, выгоняют, толкая и дергая, – пишет в местную Думу жительница Братска Шамайкина. – Страшно от того, что может произойти». Не лучше, чем на комбинате, приезжие «правоохранители» ведут себя и в городе в свободное от службы время. В органах внутренних дел Братска уже лежит не одно заявление от местных жителей, избитых изрядно подпившими омоновцами.
Кстати, схожая ситуация наблюдается и в Коряжме, где для горожан питерские омоновцы стали постоянной угрозой, а для города – нарушителями порядка и спокойствия. Так, в ночь на 12 января 2003 года здесь ими были избиты несколько человек, а в декабре прошлого года произошла массовая драка с их участием в баре Дома культуры Котласского ЦБК. В другом баре под названием «Точка кипения» одному из посетителей сломали нос. Но люди боятся подавать заявления: бойцы под крылом администрации комбината, если против них – значит, против администрации. А потерять в Коряжме работу – это очень серьезно, город ведь маленький. Да и городская милиция не всегда в силах что-либо сделать.
Вот мнение рабочих Братского комбината: «Скоро все УВД на ЛПК будет работать. По шесть охранников на пятерых рабочих? То, что происходит на площадке, поражает воображение. Не на наши ли деньги содержится такой огромный штат службы безопасности, строятся новые КПП, выделяются и обустраиваются кабинеты службы безопасности ЛПК? Возникает еще один вопрос: от чего и от кого вы охраняетесь? Может, стоит подумать о том, чтобы поднять зарплату рабочего, чем плодить бездельников на шею этому рабочему?»
Естественно, складывающаяся ситуация, спровоцированная действиями «Илим Палпа», ведет к росту социальной напряженности в Братске. Как отмечается в письме депутатов Братской городской Думы, направленном на имя генерального прокурора РФ Владимира Устинова, «трудовой коллектив Братского ЛПК фактически стал заложником компании «Илим Палп Энтерпрайз», цинично и безответственно манипулирующей работниками предприятия в корпоративном конфликте с акционерами Братского ЛПК – владельцами контрольного пакета акций».