Не всё то классика, что балет

В России современный танец подобен нежеланному, но весьма живучему дитяте. Пока большинство хореографов, балетных критиков и рядовых поклонников Терпсихоры брезгливо морщатся при виде любых отклонений от классической балетной школы, «патология» эта набрала обороты, и скоро не найти будет ни одного провинциального городка, где не танцевали бы «по-новому». Стартовав в качестве фестиваля брейка, к настоящему моменту IFMC приобрел размах почти пугающий. Перечисление титулов членов международного жюри, секции критики и многих из непосредственных участников конкурса занимает немало времени. Призовой фонд составляет внушительную сумму, дело доходило и до 18 тысяч долларов. В этом году из-за финансовых и организационных трудностей праздник едва не сорвался, но, по счастью, нашлись добрые люди, и 16-й фестиваль со «скромным» призовым фондом в 8 тысяч баксов все же состоялся.
Среди более чем 250 участников конкурса из 11 государств (от Белоруссии до Китая) были и питерские танцовщики – квинтет «Канон Данс» во главе с хореографом Натальей Каспаровой. Изначально труппа планировала показать две работы, но из-за ограничений по времени показана была одна – совершенно свеженький «Наташкин танец» под музыку «АукцЫона». Видимо, по странной «случайности» в программе обоих отборочных туров выступление питерцев было поставлено последним. В итоге первый раз ребята танцевали в полпервого ночи, а во второй около полуночи, когда большинство зрителей, не выдержав танц-марафона, уже разошлись, а жюри утомилось.
«Наташкин танец» – работа очень питерская. Постановка явно выделялась среди других работ специфичной, резкой хореографией, драйвом и несколько «черным» дурачеством. «Наташкин танец» вызвал и у публики и у жюри весьма конкретную реакцию: одни были однозначно «за», другие – «против». Возможно, это результат того, что в постановках образца IFMC-XVI явно прослеживалась мода на «русское ретро» и даже «рабоче-крестьянскую» тематику. Пройдя в финал, коллектив не получил ни одного приза и уехал из Витебска с ощущением легкого недоумения.
Само собой, я заранее принимаю обвинение в субъективном подходе, но искусство, как водится, есть сплошная вкусовщина.
Под плохую музыку на этом фестивале не танцевали. Вот разве что случалось под одинаковую. Почетное первое место (6 использований) занимают пьесы недавно посетившего Петербург мсье Яна Тирсена. Второе – мсье Готана. Если бы упомянутые французы были чуть предприимчивее, они могли бы собрать неплохие дивиденды с современной хореографии.
В остальном же музыкальный «разброс» был от Стравинского до карельского «Reel» и продвинутых диджеев.
Главной интригой стало участие в конкурсе Пермского государственного балета, питомцев погибшего год назад знаменитого хореографа Евгения Панфилова. Сейчас художественным руководителем театра стал его солист Сергей Райник, принявший участие в конкурсе с одноактным балетом «Черный квадрат». И… разочарование, хореографу явно не хватило вкуса и чувства меры, эта масштабная постановка а-ля «римская оргия» просто не вписалась в общий контекст фестиваля.
На мой взгляд, самые яркие работы в Витебск привезли москвичи с проектом Лики Шевченко «Мат», таллинский театр «Fine 5», польский дуэт «ТОС», гомельский «Квадро» и наши «Канон Данс». Парочка из Таллина – огненно-рыжая девица в красном платье машет длинными руками, кидается на своего сдержанного партнера в черной шляпе. Поляки сделали совершенно удивительный балет – на сцене всего двое, в танце почти полное отсутствие динамики. Но в эти полчаса для дуэта явно не существовало никого и ничего, кроме друг друга, музыки и собственных нехитрых, но отточенных движений – зрелище завораживало. «Мат», напротив, брал напором, динамикой и затейливым использованием того самого мата, вокруг которого и происходило действие.
В этом году жюри решило не присуждать гран-при, и это решение выглядело вполне обоснованным. Первую премию поделили между собой польский «TOC» и «Эксцентрик-балет» из Екатеринбурга. Без преувеличения скажу, что для хореографа «Эксцентрика», лауреата множества международных конкурсов Сергея Смирнова, победа в IFMC стала не менее значимой и желанной, чем присужденная его спектаклю «Голос» «Золотая маска 2002». Все-таки витебский фестиваль до сих пор остается самым крупным мероприятием такого рода и «стартовой площадкой» для многих больших хореографов: уже упомянутого Евгения Панфилова (Пермь), Ольги Пона (Челябинский театр современного танца) и многих других.