Преступления без наказания

Есть подозрение, что Уголовный кодекс Российской Федерации создавался не где-нибудь, а на воровском сходняке. Действительно, ну кого, как не «эту рабочую группу законодателей», более всего интересует его содержимое? И это тогда отчасти объясняет, почему автомобильные кражи, которые входят в тройку наиболее доходных областей криминального бизнеса наравне с торговлей наркотиками и оружием, на сегодняшний день остаются зачастую безнаказанными.
Чисто теоретически тому, кто свистнул автомобиль, грозит внушительный срок начиная с пяти лет лишения свободы по статье 158 ч. 3,4 УК РФ (кража в крупном размере).
Однако помимо этого законодатели придумали другую занимательную статью под номером 166 – угон без цели хищения, – исходя из которой опытный ворюга может запросто объяснить содеянное лишь желанием покататься. А за эту невинную шалость полагается всего-то до трех лет лишения свободы, что на деле оборачивается вообще только легким испугом.
Так что если какого-нибудь аса задержали на месте преступления – в чужой иномарке с электронной отмычкой в кармане, – это еще не факт, что он загремит по полной программе с конфискацией имущества. Ну, прокатиться захотел. Что с того…
Таким образом, автомобильных воров в России почти нет, хотя машины крадут ежедневно и в больших количествах.
С другой стороны, совершенно ясно, что простой любитель покататься на чужом авто вряд ли одержим до такой степени, что, потакая своей слабости, дойдет до приобретения недешевых воровских инструментов. Ведь в арсенале угонщиков сегодня наличествуют не ломы да отвертки, но современные компьютеры и сканеры.
Именно такой техникой, по словам оперативников, владела группа, в которую входил чемпион мира по боям без правил Сергей Бычков. Как говорится, попал Серега в дурную компанию, оступился.
По версии следствия, человек-кремень (так называют Сергея за стойкий бойцовский характер) обеспечивал в группе оперативное прикрытие. В то время как бойцы интеллектуального фронта взламывали современные напичканные электроникой иномарки. «Мозги» машины отключали, и все последующие приказы ей отдавал компьютер, внедренный извне. В основном группа предпочитала «Ауди А6» и «Ауди А8». Этим и воспользовались оперативники 8-го отдела Управления уголовного розыска и раздобыли соответствующую иномарку. Последователи Юрия Деточкина клюнули на подставную машину, якобы сиротливо стоявшую на безлюдной улице, и были пойманы с поличным. Сегодня группе инкриминируют кражу.
Впрочем, подобный контингент – это лишь звено в преступной цепочке. А разорвать ее очень трудно, поскольку наравне с заказчиками, угонщиками, перебивщиками номеров, изготовителями фальшивых документов на краденые автомобили почетное место в этой цепи занимают работники правоохранительных органов. Так сказать, на высшем уровне. Почти каждую преступную группировку автомобильных воров прикрывают один-два представителя власти.
Здесь можно привести такую любопытную историю. Как-то некий гравер (на преступном арго – перебивщик номеров), назовем его гражданин Ю, захватив с собой инструменты, отправился по утру в бокс, куда загоняли на отстой угнанные авто. Оперативники вели его от самого дома и поймали с поличным, когда он уже перебил половину номера на кузове новенького «Фольксвагена Пассат». Рядом своей очереди дожидалась пара краденых «Мерседесов». Казалось бы, гражданин Ю должен понести заслуженное наказание… Но вместо этого опытнейший гравер Петербурга чудесным образом превратился в агнца Божьего. Следователь истолковал его «трудовую инициативу» следующим образом. Гражданин Ю – якобы простой трудяга, которого владелец «Фольксвагена» подписал подправить стершийся номер. Вручил ему инструменты, посулил достойное вознаграждение, и Ю без задней мысли принялся за работу.
Совсем не беда, что, согласно этой версии, полными идиотами выглядели как сам Ю, поскольку взялся за такую подозрительную работу, так и следак, который на основании этой ахинеи зарубил дело. Главное, что такой ценный работник снова на свободе. Чем объясняются подобные действия следователя, остается только догадываться. Сегодня дело закрыто по причине деятельного раскаяния гражданина Ю. И, возможно, он так раскаялся, что сейчас в порыве самобичевания перевыполняет план по перебивке номеров аж на 120 процентов.
Впрочем, за подделку или уничтожение агрегатных или идентификационных номеров машин все тот же родимый УК РФ, согласно статье 326, сулит лишь штраф от 100 до 200 МРОТ или исправительные работы до года. Словом, любой гравер может попросту заплатить штрафов эдак лет на десять вперед и заниматься спокойно любимым делом.
Итак, вследствие причин, о которых мы написали выше, оперативники могут хоть по несколько раз в месяц задерживать одних и тех же угонщиков. И зачастую безрезультатно.
Впрочем, по словам начальника 8-го отдела питерского уголовного розыска Арсена Загаштокова, выход есть. В УК РФ на сей предмет следовало бы сделать одну-единственную статью – хищение автомобиля с таким сроком, который бы все-таки заставлял серьезно задумываться о том, что красть машины – себе дороже. Но вот беда, законы пишут не простые граждане, у которых-то и крадут автомобили, а похоже, те, кто их ворует…